Оксана Ледкова
Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников.
" Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка –
это важнейший труд воспитателя».
В. А. Сухомлинский
В современное обществе растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста. А дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды.
Публикация «Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников» размещена в разделах
Первоочередной задачей государства, в процессе решения которой зависит здоровье подрастающего поколения - воспитание здорового гражданина России и начинать эту работу нужно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст должен является основой становления полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Главная задача, поставленная перед педагогами детского сада - сохранить здоровье ребенка профилактическими и оздоровительными мероприятиям, проводимыми в детском саду. Практический опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Но и мы, музыкальные руководители не остались в стороне, так как
музыка-это одно из средств физического развития детей. И это не означает, что малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, а в наших силах научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, и это послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
В результате была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Целью, которой является организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей были поставлены следующие задачи:
-развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- формировать осанку, гигиенические навыки.
Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.
На музыкальных занятиях систематически используются песенки-распевки.
Цель песенок - распевок – подготовить голосовые связки к пению. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Добрый день», «Здравствуй говори», и младшие группы «Здравствуйте ладошки» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика играет важную роль в системе оздоровления дошкольников. Упражнения на развитие дыхания приучает детей дышать носом (что важно для задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе воздействие :
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Не меньшую пользу здоровьезбережния оказывают и артикуляционные гимнастики, которые способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Не маловажное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые на своих занятиях исполняю как песенки или произносятся под музыку. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Я рекомендую всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Для развития мыслительной и речевой деятельности, в своей практике применяю (логоритмические) речевые музыкальные игры, которые способствуют снятию напряжения, возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик «Поросята», «Обезьянки» и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
И ритмодикламацию, которую применяла для поздравления с юбилеем ДОУ.
Подготовка детей для оказания помощи спортивной школе «Прометей» в открытии весеннего фестиваля ФВСК ГТО среди образовательных организаций г. Гуково на призыв многократного рекордсмена мира по пауэролифтингу Бориса Трофимова., в стиле РЭП.
Для изменения вида деятельности детей, ослабить утомление и затем снова переключить их на продолжение занятие, я применяю Физкультминутки. Мною подобраны стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения, позволяют проводить содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, когда внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Музыкотерапия является важной составляющей музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.
Цель игрового массажа посредством правильного выполнения массажа научить детей благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность и используется в комплексе здоровьесберегающая деятельность. В итоге сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Для такого подхода созданы условия: возможность корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; сформируются положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
А результатом проводимой работы - повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной, О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».