Екатерина Баранова
Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. АДАПТИВНАЯ ДЛИТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
Адаптивная двигательная рекреация – вид АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (в т. ч. инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получения удовольствия в общении.
Главная цель:
Оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимися в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационно - лечебных мероприятий, труда и профессиональной деятельности, АС, АФВ) за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
Публикация «Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ» размещена в разделах
А для инвалида АДР – это еще и способ преодоления замкнутого пространства, психологическая защита, возможность общения, удовлетворение личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.
Т. е., в АДР ключевыми являются слова – переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление.
Основные задачи АДР:
1. переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью.
2. получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий ФУ.
3. оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил
4. обеспечение активного отдыха и приобщение к ЗОЖ
5. привитие интереса к АФК и вовлечение в занятия другими ее видами – АС, экстремальными и креативными видами двигательной активности
6. вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками
7. преодоление психологических комплексов
8. повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Основные виды АДР.
1. Адаптивный туризм;
2. Водные виды АДР (гидрореабалитация, аква-аэробика, ныряния, погружения с аквалангами, плавание);
3. Игровые виды АДР (подвижные игры, эстафеты, спорт. игры по упрощенным правилам);
4. Танцевальные виды АДР (ритмика, танцы, художественная гимнастика на инвалидных колясках, хореография);
5. Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, гирудотерапия, филинотерапия, апитерапия, канистерапия);
6. Нетрадиционные методики, различные виды гимнастики, дыхательные методики (по Стрельниковой, по Бутейко, трехфазное дыхание по Лукьяновой).
2. АНИМАЛОТЕРАПИЯ
Анималотерапия – на самом деле достаточно древнее направление в медицине. Еще в древнем Китае мудрецы говорили о том, что поскольку животное испытывает главные пять чувств, которые испытывает человек – это голод, жажда, страх, боль и любовь, именно поэтому животное может помочь человеку и понять его и даже вылечить.
Так, в древней Иудее с особым благоговением относились к домашней птице, которая помогала достигнуть скорейшего выздоровления, а вот в Греции даже верили, что психические расстройства нервной системы лучше всего лечатся конными прогулками…
Затем анималотерапия была предана забвению, чтобы вновь возродиться уже в конце восемнадцатого века. Именно тогда, в одной из английских психиатрических лечебниц было создано специальное отделение, где параллельно с лекарственными препаратами и медицинскими процедурами, больные имели возможность общаться с животными. Это были кошки и собаки, птицы и кролики. У людей с психическими расстройствами наблюдалось улучшение общего состояния и прояснение сознания, осознание того, что они заботятся о ком–то, кто слабее их, кто нуждается в их помощи, придавало этим людям силу и надежду на выздоровление.
В 1964 году американским детским психиатром была даже издана книга, в которой Борис Левинсон рассказывал о том, как общение с собакой помогло мальчику – аутисту, если не полностью исцелиться, то стать более адаптированным к окружающему миру и общению с людьми. Положительная динамика и выздоровление этого мальчика дали толчок доктору для внедрения в свою практику анималотерапия. Положительные отзывы о таком лечении, динамика выздоровлений вновь сделали анималотерапию популярной и востребованной и в конце восьмидесятых годов, такая терапия общением с животными стала применяться для лечения многих нервных расстройств и депрессий.
Психологами из университета Оклахомы были сделаны сенсационные открытия – владельцы домашних животных отличаются большей степенью коммуникабельности и социальной активности, чем те люди, которые избегают общения с животными. Английские учёные заявили, что зоотерапия – помогает понизить артериальное давление. А калифорнийские врачи сообщили о том, что продолжительность жизни тех людей, кто держит дома домашних любимцев – на десять лет больше, и такие люди меньше болеют.
3. ФУНКЦИИ АНИМАЛОТЕРАПИИ
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу внутренних органов, нервной системы, снимает стресс. Доказано, что 10-15 минут поглаживания кошки нормализуют сердечную деятельность и улучшают настроение. Американским врачом А. Кэтчером измерялось давление крови у владельцев кошей, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Однако во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня нередко бывала довольно бурной.
2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е. В. Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Судя по рисункам, животные ассоциировались у детей с благоприятной семейной ситуацией, любовью, отсутствием конфликтов и враждебности. В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (не только собака или кошка, но даже хомяк, попугай, и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. Когда в семье складываются отчужденные отношения, психотерапевты нередко рекомендуют завести питомца.
3. Реабилитационная функция. Контакты с животными позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительность. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, по каким-либо причинам лишенным этой возможности. Исследование, проведенное американским ученым М. Робином и его сотрудниками, показало, что среди обычных школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить». Среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
4. Функция компетентности - осознания собственных сил, возможностей, умений. Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам контактировать с природой, создавать новые пути общения, говорит себе: «Я могу!» Потребность, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Взаимодействие с миром природы является дополнительным способом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку.
5. Функция самореализации. Взаимодействуя с животным, человек говорит себе: «Я могу ухаживать, помогать живому существу». Как показали исследования психологов А. Маслоу, А. В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность быть значимым для других, ощущать свою нужность. Взаимодействие с животными позволяет удовлетворить эту потребность, ощутить себя необходимым любимому существу.
6. Функция общения. Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л. Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.
4. ФЕЛИНОТЕРАПИЯ
Фелинотерапия – вид терапии с привлечением кошек. Дети с ментальными нарушениями положительно относятся к присутствию кошки рядом, она ластиться к больному, лижет ему руки, лицо. Ее тепло и умиротворяющие мурчание позволяет ребенку приобрести эмоциональную устойчивость и сформировать коммуникативные навыки.
«Лечебные занятия» с кошками имеют некоторые особенности при организации и проведении, так как этих питомцев нельзя заставить что-то делать. Сеансы кошкотерапии, проходят тогда, когда «мурлыкающий доктор» этого захочет, а не когда это нужно человеку. В это же время, эти животные часто сами приходят к человеку, когда ему необходима помощь. Занятие длиться от 10 минут до 2-х часов. Этого времени вполне хватает, чтобы получить желаемый эффект. Его можно проводить ежедневно, если на это есть необходимость, можно раз в неделю – никаких ограничений нет.
Участие животного в процессе адаптивной физической культуры создает атмосферу доверия, которая помогает ребенку с синдромом Дауна, РАС и ДЦП лучше раскрыться и улучшает результат занятия. Поэтому инструкторы АФК очень часто используют данный метод в своей профессиональной деятельности в качестве средства коррекции и развитие двигательной и познавательной сферы, чтобы личность ребенка развивалась гармонично, у него пробуждается интерес к различным видам деятельности, тем самым способствуя его адаптации и социализации. Она может выступать как отдельным мероприятиям, но, чаще всего, идёт в комплексе с другими средствами АФК при работе с детьми с ОВЗ.
Возможность применения данной формы в адаптивной физической культуре ограничивается несколькими факторами: сложность в организации занятий, подготовка животных-терапевтов, высокая стоимость. При этом специалисты отмечают ее эффективность в работе с детьми младших возрастных групп с серьезными ментальными расстройствами, в том числе ДЦП, РАС и синдромам Дауна. Включение метода программы занятий по адаптивной физической культуре позволяет быстро включить «особенного» ребенка в работу, создать позитивную рабочею атмосферу занятий, разнообразить спектр упражнений, внести в занятия элемент игры, легко переключать ребенка из режима активности в режим расслабления, создавать стойкую мотивацию к занятиям. Эффекты от работы по методу анималотерапии при проведении занятий проявлялись в усилении эмоционального контакта с окружающими, появлении радости от физической активности, способности концентрироваться на заданиях, стабилизации положительных эмоций.
К сожалению, научных исследований, подтверждающих эффективность анималотерапии при работе с детьми с ОВЗ, немного, но отрицать факт положительного влияния общения с животными на психо-физическое состояние «особенного» ребенка невозможно.
Также большой положительный эффект фелинотерапии установлен при воздействии кошек на детей с отставанием умственного развития, а также при невротических и психических заболеваниях детей. Для этого лучше всего подходят кошки длинношерстных пород.
Лечебные свойства кошек зависят не только от длины шерсти, а и от окраса. Самыми большими целительными свойствами обладают черные кошки, забирающие у нас в 2 раза больше отрицательной энергии, чем другие кошки.
На втором месте белые кошки – самые лучшие врачеватели по всем направлениям. А вот рыжики дарят нам положительную энергию. Кремовые кошки бодрят и тонизируют. Голубовато-серые успокаивают нервную систему.