ксения насибуллина
Проект по развитию межполушарного взаимодействия «Веселые звуки» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №254 г. Уфы
«Коррекция звукопроизношения и развитие графомоторных навыков методами кинезиологии детей 6–7 лет в группе ТНР»
Автор проекта: учитель-логопед
Насибуллина К. В.
Уфа 2022
Публикация «Проект по развитию межполушарного взаимодействия „Веселые звуки“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи, которые накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способствуют незрелости психических процессов, снижению работоспособности, отставанию в развитии двигательной сферы, общей соматической ослабленности и, как следствие – возникают трудности в процессе усвоения учебных программ и адаптации. Отсюда следует, что для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция, которая включает в себя и развитие межполушарного взаимодействия
Всем известно, что человеческий мозг имеет два полушария - левое и правое. И каждое из них, отвечает за свои, определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов. Правое полушарие «руководит» невербальной информацией - отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность. Интеллект человека основан на согласованной работе обоих полушарий.
Формирование графомоторных навыков вместе с коррекцией звукопроизношения является важным аспектом к подготовке ребенка к школе и его дальнейшему успешному обучению. Для этого важен комплексный подход к развитию мелкой и общей моторики, развитию межполушарного взаимодействия и координации движений.
На основе всего выше изложенного я стала включать в работу приемы и методы для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников в группе для детей с ТНТ. Работа проводилась малыми группами и индивидуально, что обеспечивает оптимальный темп работы для каждого ребенка и индивидуальный подход.
Паспорт проекта:
По доминирующей деятельности: речевой, информационный
По количеству участников: групповой, индивидуальный, парный
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги
По продолжительности: средней продолжительности (с октября по май 2022 года).
Проводя мониторинг в начале учебного года я столкнулась с проблемой, недостаточного развития графомоторных навыков, нарушенное звукопроизношение, трудности в построении произвольных предложений, минимальные координационные способности – и это способствовало началу этого проекта. Дети быстро уставали, снижалась их работоспособность, и мотивация выполнять графические упражнения. Движения детей были неуклюжими, неточными, некоординированными.
Цель проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий головного мозга;
- снятие эмоциональной напряжённости;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей воспитанников;
- развитие памяти, внимания;
- развитие мышления;
- коррекция речевых нарушений.
В работе я придерживалась следующих принципов:
1. индивидуализация плана обучения;
2. систематический контроль автоматизации навыков;
3. соблюдение принципа последовательности, наглядности и этапности в освоении материала.
Для родителей:
- привлечь родителей к вопросу формирования познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, брошюры;
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития и образования детей.
Предполагаемый результат:
1. Улучшение качества произношения.
2. Развитие устной речи.
3. Повышение мотивации к обучению.
4. Формирование логического мышления.
5. Улучшение коммуникативных навыков.
6. Снижение тревожности, отсутствие страха выступления перед детьми и взрослыми, дети становятся спокойнее и увереннее в себе.
Для родителей:
- Получение родителями знаний и практических умений по взаимодействию с ребенком.
Методы и приемы:
• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Продукты проектной деятельности:
1. Презентация фото материала «Попробуй повтори!»;
2. Материал для заочного консультирования родителей (карточки, справочник);
3. Изготовление буклета для родителей «Кинезиологические упражнения».
Презентация проекта:
1. Проведение семинара – практикума для родителей: «Коррекция произношения методом кинезиологии».
2. Обобщение педагогического опыта по теме: «Кинезиологические упражнения – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».
Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный
- Работа с методической литературой по сбору информации.
- Составление плана работы над проектом. октябрь
2 Практический
- Проведение НОД (фронтальная и индивидуальная формы работы с детьми).
- Работа с воспитателями логогруппы (информирование по теме проекта, консультации, практические тренинги).
- Представление опыта в рамках образовательного учреждения. ноябрь - апрель
3 Итоговый
- Презентация работы над проектом. май
На практическом этапе были использованы в ходе фронтальных и индивидуальных занятий следующие упражнения и приемы
Первый этап – развитие тактильной памяти и восприятия. Основная цель этого этапа – синхронизация у ребенка работы двух рук. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную, и слуховую информацию. На этом этапе используются шаблоны для развития межполушарного взаимодействия с бегунками, пальчиковые игры на межполушарное взаимодействие, линейки для работы двумя руками и другие задания, доступные для работы на начальном этапе. На этом этапе я не использовала карандаши, ручки и фломастеры потому, что дети видят неточное выполнение, ошибки и теряют мотивацию к дальнейшему выполнению заданий (ознакомление с материалом - неделя).
Второй этап – развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Трафареты с геометрическими фигурами используются на индивидуальных и парных занятиях. Первоначально педагог всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть примерно одинаковым.
Третий этап – игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, направленные на общую моторику, в которых задействованы сразу несколько анализаторов. Такие упражнения могут выполняться подгруппами, что усложняет их. Также все эти упражнения были использованы для коррекции звукопроизношения, автоматизации или дифференциации звуков. Я использовала такое оборудование как, балансир, физкультурные полусферы, имитация на бумажном полотне следов рук и ног, различные кнопочки, стаканчики и тд.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы по развитию межполушарного взаимодействия, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение всеми необходимыми графомоторными навыками для успешного обучения в школе.
Использованная литература и интернет источники.
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. Трясорукова Т. П. «Феникс» 2015 г.
3. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи. Трясорукова Т. П. «Феникс» 2015 г.
***
***