нина ткаченко
Ведущая роль игры в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«По существу через игровую деятельность и движется ребенок.
Только в этом смысле игра может быть названа
деятельностью ведущей, т. е.
определяющей развитие ребенка»
Л. С. Выготский
Опыт работы
«Формирование целостной картины мира посредством социального окружения (использование сюжетно-ролевых игр в развитии младших дошкольников)»
Актуальность
Публикация «Ведущая роль игры в развитии ребенка» размещена в разделах
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт) в пункте 2.7. определены особенности развития игровой деятельности ребенка. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 Стандарта) :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Социально-коммуникативное развитие – направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия, ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа по теме и направления данной области гармонично развиваются у детей младшего возраста через организацию игры. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Игры подразделяются на несколько видов: подвижные, настольные, дидактические, театрализованные, режиссерские, спортивные и т. д.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми и друг с другом. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главное назначение сюжетно – ролевой игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками, развитие : речевых возможностей, познавательного интереса, приобретение положительных эмоций и т. д.
Работая по методической теме «Формирование целостной картины мира посредством социального окружения» поставили перед собой цель – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть, освоив первичные представления социального характера.
Выделили следующие этапы:
• Подбор и изучение методической литературы
• Планомерное обогащение опыта: в быту, на занятиях, прогулке, во время просмотров мультфильмов, телевизионных передач, чтение книг, рассматривание иллюстраций, дидактических игр.
• Перевод реального опыта в игровой, усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театральных игр в обучающем процессе.
• Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
• Общение со взрослыми во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
• Определение методов и приемов;
• Проведение анализа навыков и умений игровой деятельности детей
Малыши пришли в нашу группу, какие они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Перед нами встала задача научить детей жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому мы решили воспитывать эти чувства у детей с первых дней пребывания в детском саду используя для этой цели сюжетно - ролевые игры.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Создать и обогатить РППС группы в соответствии возрастными параметрами.
2. Обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
3. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем. Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире, и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности
4. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры). Общая линия развития игровых умений детей сегодня хорошо известно педагогам. Она была обозначена А. П. Усовой: в младшем дошкольном возрасте происходит становление ролевого (игрового) действия,
5. Активизирующее общение взрослых с детьми. Этот компонент направлен на побуждение к самостоятельному применению детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Для раскрытия темы изучили авторские методики: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина, Т. Е. Конниковй, Д. В. Менджерицкой, Р. М. Римбурга, Р. И. Жуковской, А. В. Черновой, Т. А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванковой и др.
Чтобы избежать воздействия на детей замкнутого пространства, сгладить этап адаптации, эмоционального напряжения, отклонения в поведении, потребность уединиться оборудовали РППС:
МИНИ-СРЕДА (зонирование) НАИМЕНОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЛАКСИВНАЯ
Позволяет ребёнку осознать себя и
обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним. Фотосалон
Альбом впечатлительный Именинный стул
Уголок хорошего настроения
Уголок уединения
КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНАЯ
Обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт. Гостевой стул
Диско площадка
Чайный столик
ДУХОВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Подводит к пониманию и усвоению
общечеловеческих ценностей. Полочка красоты
Музыкальный салон
Вернисаж
Фотоальбом «Моя семья»
Читальный зал
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
Приобщает к физической культуре,
помогает осваивать способы сохранения своего здоровья. Тропа здоровья
Стимулятор движения
Мини стадион
ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННАЯ
Обогащает практический опыт, даёт возможность действовать. Автосервис
Уголок Чистюлькина
Огород бабушки Лукерьи
Служба спасения
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Стимулирует исследовательскую деятельность. Лаборатория
Мини-музей
Мини сад
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ
Способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению. Чудесный мешочек
Театр сказок
Салон красоты
Королевство Кисточки
Рукоделье
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Создаёт условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения. Полка умных книг
Игротека Зайки
Исходя из основных требований Стандарта и реализуемой программы разработали календарно – тематический план по теме организация сюжетно – ролевой игры младшего дошкольного возраста, разработаны конспекты НОД, игровые ситуации, картотека сюжетно – ролевых игр, конкретные руководства, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением. Методика нашей работы с детьми основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Содержание работы планировалось исходя из сезонности и различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Организацию сюжетно – ролевых игр осуществляли с учетом принципов (см. таблицу)
1. Стабильность и динамичность (создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей детей)
2. Активность, самостоятельность, творчество (участие детей и взрослых в создании своего предметного окружения)
3. Эстетичность (сочетание привычных и неординарных элементов для уюта, комфорта в сюжетно-ролевых уголках
4. Комплексирование и гибкое зонирование (возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющего детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу
5. Гендерные и возрастные отличия (возможность девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности)
6. Дистанция позиции при взаимодействии (общение взрослого с ребенком «Глаза в глаза, установление оптимального контакта с детьми)
7. Эмоциогенность среды (создание ситуации индивидуального комфорта и эмоционального благополучия)
8. Открытость (готовность среды к изменению, корректировке, развитию)
Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками.
С первых наших наблюдений за играми мы выяснили, как дети проявляют себя в них. Наши наблюдения помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, лечить, причесывать и т. д. Играли и утром, после дневного сна, на прогулке. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.
С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия.
Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Дети внимательно наблюдали за нашими действиями, а затем передавали игрушки детям, словесно направляли дальнейший ход событий.
Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращали внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.
Проводили дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Наши мамы», «Чей малыш», «Профессии» и т. д.
Использовали такой приём как введение персонажа в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке.
Для обогащения игр детей подбирали простые (жизненные) сюжеты для инсценировок с куклой: «Мама и дочка пришли с прогулки домой --- дочка захотела кушать---мама сварила кашу--- покормила дочку и т. д.», «Сынок пожаловался маме, что у него что-то болит --- мама спросила его что случилось --- вызвала врача--- потом сходила в аптеку --- лечила сына» также по другим темам.
Такие инсценировки помогали детям в самостоятельном выборе игры, в правильном и последовательном выполнении ролей, а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащали её содержание. Например: детям понадобился автомобиль – они сделали его из скамейки, руль – из колечек от пирамидки, палочка это удочка, листик – рыбка. Постоянно приходилось наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик – оценивая состояние игры, предлагали продолжить ее, внеся новую, либо запускали игру при помощи нового предмета-заместителя;
Зная индивидуальные способности, игровые возможности и интересы каждого ребенка, устанавливали тесный внутренний контакт с детьми, завоёвывая их доверие, привязанность. В процессе игр, конечно, помогали детям, но не делали за них то, что они могли сделать сами.
Широко использовали в своей работе игры-показы. Дети наблюдали за нашими действиями. Чтобы закрепить навыки предлагали повторить действия. Вначале малышам требовалась помощь, а сейчас они научились более самостоятельно одевать и раздевать кукол, заправлять кроватки, накрывать на стол. Обращали внимание на то, что одежду, покрывало надо брать и складывать аккуратно.
При руководстве игрой возникали некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще, не проявляли интереса ни к играм, ни к игрушкам. Из анкет для родителей выяснили, что дома эти дети чаще играют с одной игрушкой или играют очень редко. Мы попросили детей принести любимые игрушки в детский сад, им здесь будет веселее, а дома скучно. Утром мы ласково поздоровались с игрушками и пригласили к нам в гости. В последующие дни дети приносили разные игрушки и проигрывали с ними уже знакомые игровые действия: кормили, укладывали спать. В ходе общения с детьми, мы побуждали их вспомнить знакомые ситуации и задавали новые игровые задачи. Таким образом, у детей появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы (дети стали общительные, весёлые).
Для развития игры необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью часто в утреннее время с небольшой группой детей ведем наблюдения за трудом младшего воспитателя, отмечая, как старательно, ловко она работает, даем детям посильные поручения.
Организовали целевые прогулки и экскурсии в учреждении и на территории, на которых обращали внимание на трудовые действия: медицинской сестры, прачки, шофёра (водителя, дворника. Во время экскурсии на кухню обращали внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, полдник. Знакомили детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, жарили «шашлычок» и т. д.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, играли в одиночку и довольно однообразно. Старались помочь им сплотиться в единый коллектив, формируя навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.
При организации игр обращали внимание на воспитание нравственных качеств: взаимоотношения, переживания, заботу и т. д.
Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, в своей работе используем различные приемы: беседы с детьми о профессии родителей, подбираем иллюстрации о работе, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с темой игры.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети лепили для игры «Магазин» фрукты, овощи, печенье, лепешки, пирожки;.
Дети играют все вместе, чаще по нескольку человек, иногда в одиночку. В каждой игре заложена возможность драматизации, поэтому воплощение роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без переживаний тех обстоятельств, в которых ребенок действует как персонаж. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождению в роль.
Разыгрывание сказок («Репка», «Теремок», «Морозко», «Заюшкина избушка», форм малого фольклора: потешек, песенок позволяло раскрыть эмоциональную сферу малыша, вооружить его арсеналом игровых приемов; помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удовольствие от сыгранной роли. После прочтения в лицах небольшого произведения даем некоторые пояснения, вместе с детьми еще раз «просматривая» каждый образ. В беседе с детьми составляем словесный портрет персонажа («мышка маленькая, серая, юркая, быстро бегает»)
Чтобы процесс интеграции (взаимопроникновения) не был поверхностным, строили деятельность детей по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития : реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства.
В течение проводимой НОД также включали физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые, дыхательные и зрительные гимнастики, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому
Вся наша работа строилась в тесном контакте с семьей.
В начале года провели анкетирование, патронаж и беседы с родителями: выяснили отношение взрослых к игре, пришли к выводу что родители обращают недостаточное внимание на организацию игры детей.
На основе полученных данных определили следующие задачи:
• Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;
• Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
• Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
• Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Приобщая родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм, подготовили ряд консультаций, памяток, выставка фотографий детей участвующих в сюжетно- ролевых играх, в интернет ресурсах была создана группа «Солнышко», где родители знакомятся с видео из жизни группы: демонстрировали взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Большой популярностью среди родителей пользуются информационные листы, папки-передвижки: «Один день из жизни группы», «Маленькие игры» «Советы родителям», «Домашние задания» др., применяя электронные ресурсы, демонстрировали видео, фото совместных праздников, развлечений, игр. Родители отнеслись с пониманием и симпатией к нашим просьбам и рекомендациям. С удовольствием и желанием делились своим семейным опытом. посещали «Родительское собрание», принимали активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, работа на участке, досуговые мероприятия и другое. Совместные мероприятия создают хорошее настроение, приносят всем чувства радости, обеспечивают эмоционально-психологическое благополучие, которое благотворно влияет на здоровье каждого ребенка, способствует сближению детей, родителей, воспитателей.
К концу первого полугодия посещения детского сада, дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали персонажи, с их помощью, дети запомнили некоторые правила игры :
• Кто первый взял игрушку – тот в неё играет.
• Играй дружно. Нельзя драться, говорить плохие слова, дразниться, толкаться.
• Умей уступать.
• Умей делиться.
• Нельзя бить и обижать другого.
• Нельзя ломать, разрушать чужие постройки.
В результате проводимой работы у детей:
1. Развивается речь, активизируется и пополняется словарь;
2. Развиваются коммуникативные качества;
3. Психические процессы (мышление, воображение и т. д.);
4. Проявляется познавательный интерес и любознательность;
5. Развивается установка положительного отношения к профессиям;
6. Дети положительно эмоционально откликаются на производимые игровые действия.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительным поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Сегодняшние дети - это завтрашние лидеры, активные участники общества. Поэтому формирование целостной картины мира через сюжетно – ролевую игру сегодня, поможет сделать правильный выбор завтра и принять правильное решение.