Наталья Мамаева
Консультация «Веди счет словам своим»
Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что многие дошкольники, особенно старшие, способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной. Здесь малыш усваивает лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах»). Он усваивает не только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых.
Публикация «Консультация „Веди счет словам своим“» размещена в разделах
Для того, чтобы приобщиться к искусству красноречия, не обязательно иметь высшее и тем более специальное образование. Человек может красиво и правильно говорить, была бы такая цель поставлена. Известно, что особенно выразительной бывает народная речь, изобилующая поговорками, побасенками, присказками.
Красноречие в современном понимании – это способность говорить красиво и убедительно.
Четыре названных качеств речи составляют суть красноречия.
Ясность речи зависит, прежде всего, от того, насколько осмысленно говорящим то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих. Иными словами, «красно» говорить – это и правильно мыслить.
Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова, а впоследствии – пользоваться ею как средством воздействия на близких.
Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому – либо из членов семьи).
Еще одна сторона красноречия – способность говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством родителей. Старшему дошкольнику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснования своего мнения.
Вы любите своего ребенка?
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить!
Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно произносить их. Его активный словарь к этому времени составляет 3000 – 4000 слов.
Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга прежде всего семейного воспитания.
И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения. Сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут и логопед, и педагоги – воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
С чего начать?
Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «малые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе. Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.
• Ребенок должен учится, играя.
• Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере владеет материалом.
• В сотворчестве со своим ребенком вы добьетесь наибольших результатов.
• Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка. А разовьет его интерес и восприимчивость.
Последовательность (но не принудительность, регулярность (не навязчивость) и методичность (не скукота) занятий сделают Ваши усилия плодотворными!
Пожелания родителям:
- используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком;
- чаще и больше разговаривайте с ребенком;
- чаще обращайтесь к ребенку с вопросами;
- систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой?», «А если бы…», «Придумай слово»;
- не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки;
- стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки стихотворений;
- каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку, используйте