Наталья Николаенко
Работа с родителями «Загадывайте своим детям загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое загадки?
Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки—это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени» Это загадка, требующая от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка — «Без имени»— удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек. Но только люди (все) получают имена.
Публикация «Работа с родителями „Загадывайте своим детям загадки“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки - описания и загадки - вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки - задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ— чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Но нет! Одну-то он убил, а остальные— улетели. Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же, один — убитый.
Мы видим, что загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном—обычное.
Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы рекомендуем загадывать их детям.
Загадка —своеобразный жанр. Для того чтобы отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, о которых идет речь. Поэтому загадок о предметах, вышедших из обихода, не загадывают. Другими словами, такие загадки уходят из живого бытования и забываются.
С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Без рук, без ног, все толк да скок (зыбка); Летом обута, зимой разута (соха).
Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому и круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: Чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоуборочная машина); Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу (пылесос); Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (проигрыватель, магнитофон); Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя (географическая карта).
Разнообразие загадок по содержанию тоже очень очевидно. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко дрыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и Хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом—ушки торчком; четвертая— защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.
Регулярное использование загадок значительно обогащает словарь детей!