Анна Андреевна Гургурова
Важные сведения о логопедической терминологии
▼ Скачать + Заказать документы
ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
НАДО ЛИ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?
К большому сожалению, в последние несколько лет в публичном пространстве встречаются попытки ПЕРЕСМОТРЕТЬ классическую, научную, принятую основоположниками отечественной логопедии, ПИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ.
Утверждаю, что оснований для такого реформирования – нет!
Публикация «Важные сведения о логопедической терминологии» размещена в разделах
Другое дело, что логопедам важно чётко представлять сущность, содержание каждого термина, рассматривающего нарушения речи ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СПЕКТРА с позиции ЯЗЫКОВОЙ СТРУКТУРЫ.
Ведь именно ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ позволяет:
- оценить структуру дефекта с учётом нарушенных компонентов языковой системы (фонетики, фонематического восприятия, лексики, грамматики).
- представить различные структурные проявления одного и того же клинического дефекта речи (дизартрии, ринолалии и пр.,
- наметить подробный и точный маршрут коррекции,
- комплектовать малые группы для коррекционных занятий.
Предлагаю уточнить значение основных ОБОБЩЕННЫХ, СОБИРАТЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕФЕКТОВ из КЛАССИЧЕСКОЙ, но ничуть не устаревшей, психолого -педагогической классификации.
1. ФНР- фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение мелодики речи или звукопроизношения при сохранном фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.
2. ФФНР - фонетико -фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение восприятия и произношения фонем у детей с различной клинической основой дефектов речи (дизартрия, ринолалия, сложная дислалия, НО при сохранности смысловой стороны речи.
3. ОНР- общее недоразвитие речи. Это нарушение, несмотря на различную клиническую природу (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, имеет общее - системное нарушение речевой деятельности. То есть, при ОНР искажение касается не только звуковой, но и смысловой сторон речи. Важно, что термин ОНР распространяется только на детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом.
ТЕПЕРЬ ОБ УЧЁНЫХ, КОТОРЫЕ ВВЕЛИ ТЕРМИНЫ В ПРАКТИКУ
Термин фонетическое недоразвитие речи введён Г. В. Чиркиной. Это профессор, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО (ранее — НИИ дефектологии АПН).
Термины общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи введены группой учёных сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР.
Это Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова, работавшие под руководством основоположника отечественной логопедии, профессора, доктора педагогических наук и ученицы Л. С. Выготского - Р. Е. Левиной.