Нэлли Саванина
Важность игры в социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе. В педагогике понятие "социализация" связано с такими понятиями как "воспитание", "обучение", "развитие личности".
Публикация «Важность игры в социализации дошкольников» размещена в разделах
Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Понятие "социализация" характеризует процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы ее успешной реализации заложены в детстве. Социализация детей дошкольного возраста процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Это период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье, в детском саду, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром.
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью детей дошкольного возраста для вхождения в мир других людей является игра.
Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в копировании действий взрослых, воспроизведений отношении между ними.
Игра формирует нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации. Совместный характер игры побуждает к сознательному управлению своими действиями, растет организованность, самоконтроль, развиваются коммуникативные качества, способность к сотрудничеству, ответственности за общее дело.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству формирования коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн считал, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающему миру.
Игру без преувеличения можно назвать витамином душевного благополучия ребенка. Под ее яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры :
1. Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.
2. Коммуникативная функция.
Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, получать и передавать информацию, познавать окружающий мир и самого себя.
Игра способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников, включая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих их людей, выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами.
3. Диагностическая функция
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушил правила или в ответственный момент вышел из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений.
4. Психотерапевтическая и коррекционная функция.
Игра, как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стресса, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит.
5. Развлекательная функция.
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь ребенка, способствуют преодолению застенчивости.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Большинство игр отражает труд взрослых. следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Большое значение имеют игры и для нравственного воспитания. дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Игра учит искренности, товариществу. А. С. Макаренко утверждал, что, как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.
Игру называют "королевой детства", так как наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребенка. При этом ребенок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для ребенка своеобразной школой жизни. Игра является бесценным средством развития и социализации.
Литература:
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - 1966. - №6.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие. - СПб. : Речь, 2004.
3. Ковалева А. И. Социализация. Энциклопедия. 2004.
4. Солнцев О. В. Дошкольник в мире игры. СПб Речь 2010.
5 Интернет-ресурсы