Писко Юлия
Важность и преимущества артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее подходящим для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Публикация «Важность и преимущества артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух. Таким образом, возникла необходимость в реализации проекта по развитию звуковой культуры речи.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В наше время проблема правильного произношения звуков и слов у детей очень актуальна. Это связано с многими факторами.
Одним из них является питание детей с младенческого возраста. Родители часто не задумываются о том, что–то, что удобно для них не всегда правильно. Сейчас детей очень долго кормят протертой или разбитой блендером пищей, питье дается через поильники и трубочки. А это все приводит к ослаблению мышц речевого аппарата. Поэтому рекомендуют давать ребенку твердую пищу, начиная с определённого возраста. Т. е. погрызть сушку или морковку полезно не только для прорезывания зубов, но и для укрепления мышц речевого аппарата.
Еще одним важным фактором является, то что в семье очень мало общения. Ведь проще включить ребенку мультфильм или передачу, пусть даже полезную и развивающую, но это не заменит общения с родителями. Здесь идет односторонний контакт, и ребенок не тренирует свою речь.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
Конечно важными факторами являются психическое и физическое развитие ребенка.
Четкость и правильность произнесения звуков речи зависит от подвижности и точности работы органов артикуляции. Точность, сила движений и их амплитуда развиваются постепенно, в течении первых 4-5 лет развития ребенка.
Общепринятым способом формирования движения органов развития речи- является артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребёнка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, музыку.
Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:
Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.
• Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
• Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
• Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
• Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
• Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
• Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).
Важно четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению. Но не заменит комплексное лечение логопеда или остеопата!
Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка
правильно и без затруднений определять звуковой состав слов:
Игры на звуковой анализ совмещаются с любой деятельностью ребё нка: со свободной игрой с игрушками, с рассматриванием картинок в книге, с работой по дому. Например, ребёнок возит в игрушечном автобусе зверюшек. Попросите его сначала перевезти тех “пассажиров”, в названии которых есть звук «С» и т. д.
Рассматривая картинки в книжке устройте соревнования, кто больше найдёт картинок, в названии которых есть звук «К» или «М».
Загадывайте ребё нку загадки: «Угадай, что я тебе приготовила на обед? Начинается на звук П».
ЛИТЕРАТУРА 1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48 2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 198, 3 Елена Косинова Уроки логопеда – М., 2011