Наталия Бунина
Важность дидактической игры для формирования элементарных математических представлений
В настоящее время требований к математическому развитию дошкольников достаточно много: это и развитие познавательных интересов, и развитие исследовательской деятельности, и развитие умения анализировать, и развитие умения устанавливать ассоциативные связи и многие другие… Эти требования диктует нам высокий уровень современной школы. Для того чтобы соответствовать этим требованиям важная роль отводится математической игре, и в частности, дидактической.
Публикация «Важность дидактической игры для формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дети, которые с раннего возраста занимаются математикой развивают внимание, тренируют свой мозг, свою волю, воспитывают настойчивость и упорство в достижении цели. И именно игра, как естественный способ развития ребенка, радостно и легко раскрывает творческие способности, помогает осваивать новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учит размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Использование дидактической игры хорошо помогает восприятию материала, хоть и требует от ребёнка усидчивости, серьезного настроя, использования мыслительного процесса. В дидактической игре есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Основное назначение дидактической математической игры – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая игра несёт конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Игровой замысел вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.
Дидактическая игра помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, следовательно, её можно использовать довольно широко, в том числе и для проверки знаний и умений детей. Дидактическая игра всегда практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно.
В дидактической игре есть одновременно два начала: познавательное и занимательное. Это и делает её особой формой игрового обучения, где дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, таким образом, чаще всего знания, умения и навыки усваиваются непреднамеренно. Решая дидактическую задачу, педагог должен сохранить игру – деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы.
Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе дидактической игры зависит от правильного руководства и творческого отношения педагога (варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением). Руководить дидактической игрой в зависимости от возраста детей необходимо по-разному.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентирование во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Есть и иная классификация:
1. Игры с предметами
2. Настольно-печатные
3. Словесные
Не смотря на многообразие дидактических игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, и т. д. …
Несомненно, использование дидактических игр во время образовательной деятельности благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшить их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить ребенка к последующему обучению в школе.