Папки-передвижки

Важная роль фольклора в детской педагогике

Наталья Шихалева
Важная роль фольклора в детской педагогике

Актуальность обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания и приобщения детей к русской народной культуре и традициям

Публикация «Важная роль фольклора в детской педагогике» размещена в разделах

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа я работаю по теме: «Приобщение к истокам русской народной культуры».

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Фольклор всегда был неразрывно связан с опытом народной педагогики и широко применялся в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня

Ее прямая функция — успокоить, убаюкать маленького ребенка.

Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Свое название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».

Пестушки «Сорока-сорока.», «Идет коза рогатая.», «Ладушки-ладушки.», «Приди,

котинька - коток.», «Поехали, поехали.» и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».

Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и трех лет. Вот тут и помогут пестушку с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости - на двор,

Кашицу - на стол.

Затем перебирают пальчики, начиная с большого:

Этому дала на блюдечке,

Этому - на тарелочке,

Этому - на ложечке,

Этому - поскребушки.

Дойдя до мизинца, захватывают его двумя пальцами и трясут:

А этому - не дала!

Зачем дров не носил,

Воды не носил?

Знай наперед:

Здесь водица -

Холодная (между кистью руки и самою рукою, Здесь - тепленькая (в сгибе локтя,

А здесь - горяченькая (под мышкой,

Здесь - кипяток, кипяток!

При последнем щекотливом прикосновении ребенок смеется.

Большое внимание при работе с детьми я уделяю потешкам.

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

На смену пестушкам и потешкам в 3—4 года к ребенку приходят прибаутки — маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок.

Существует особый вид прибауток — небылицы или перевертыши, как назвал их К. И. Чуковский.

В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения.

Одним из наиболее известных средств народной педагогики, развивающих эти стороны личности ребенка, являются народные игры.

«Колечко»

Игра, где есть возможность помериться силой и ловкостью

Формируемые качества: внимание, интуиция, сноровка.

Условия игры:

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три - четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Игру можно проводить, как в помещении, так и на свежем воздухе. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечивая духовное здоровье наших детей.

Считалки, с которых часто начинаются игры. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему.

Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение

правил общежития поможет не окрик, не наказание, а определенный словесный уговор:

Чок-чок, губы на крючок.

А кто скажет - тому щелчок.

Повседневная жизнь ребенка — это не только смех и веселье, радость и безудержное удовольствие и счастье. По разным причинам и поводам ребенку свойственны и чувства огорчения, обиды, неприязни, злости, отвращения и т. п.

Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребенка в слове, а именно - в дразнилках. Но на дразнилки можно ответить. Быстрый, удачный, если он в рифму, ответ на дразнилку, помогал ребенку пережить чувство обиды, взять пусть небольшой реванш, но. Что самое главное, впредь быть предусмотрительным и постараться более не попасть в подобную неприятную ситуацию.

Была бы я (был бы я,

Да очередь твоя!

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все.

Если педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, то каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., должен применять в своей речи фольклор, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы в окружающем мире, людях и самом себе он видел хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды. Так же работа по фольклору, должна дополняться специальными занятиями, праздниками, развлечениями.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книгиФотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги Попова Валентина Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Важная роль фольклора в детской педагогике
Опубликовано: 19 июня 2024 в 14:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Важная роль фольклора в детской педагогике» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шихалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД