Наталья Шихалева
Важная роль фольклора в детской педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания и приобщения детей к русской народной культуре и традициям
Публикация «Важная роль фольклора в детской педагогике» размещена в разделах
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа я работаю по теме: «Приобщение к истокам русской народной культуры».
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Фольклор всегда был неразрывно связан с опытом народной педагогики и широко применялся в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня
Ее прямая функция — успокоить, убаюкать маленького ребенка.
Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Свое название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках.
Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».
Пестушки «Сорока-сорока.», «Идет коза рогатая.», «Ладушки-ладушки.», «Приди,
котинька - коток.», «Поехали, поехали.» и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».
Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и трех лет. Вот тут и помогут пестушку с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости - на двор,
Кашицу - на стол.
Затем перебирают пальчики, начиная с большого:
Этому дала на блюдечке,
Этому - на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому - поскребушки.
Дойдя до мизинца, захватывают его двумя пальцами и трясут:
А этому - не дала!
Зачем дров не носил,
Воды не носил?
Знай наперед:
Здесь водица -
Холодная (между кистью руки и самою рукою, Здесь - тепленькая (в сгибе локтя,
А здесь - горяченькая (под мышкой,
Здесь - кипяток, кипяток!
При последнем щекотливом прикосновении ребенок смеется.
Большое внимание при работе с детьми я уделяю потешкам.
Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
На смену пестушкам и потешкам в 3—4 года к ребенку приходят прибаутки — маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок.
Существует особый вид прибауток — небылицы или перевертыши, как назвал их К. И. Чуковский.
В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения.
Одним из наиболее известных средств народной педагогики, развивающих эти стороны личности ребенка, являются народные игры.
«Колечко»
Игра, где есть возможность помериться силой и ловкостью
Формируемые качества: внимание, интуиция, сноровка.
Условия игры:
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три - четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Игру можно проводить, как в помещении, так и на свежем воздухе. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечивая духовное здоровье наших детей.
Считалки, с которых часто начинаются игры. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему.
Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение
правил общежития поможет не окрик, не наказание, а определенный словесный уговор:
Чок-чок, губы на крючок.
А кто скажет - тому щелчок.
Повседневная жизнь ребенка — это не только смех и веселье, радость и безудержное удовольствие и счастье. По разным причинам и поводам ребенку свойственны и чувства огорчения, обиды, неприязни, злости, отвращения и т. п.
Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребенка в слове, а именно - в дразнилках. Но на дразнилки можно ответить. Быстрый, удачный, если он в рифму, ответ на дразнилку, помогал ребенку пережить чувство обиды, взять пусть небольшой реванш, но. Что самое главное, впредь быть предусмотрительным и постараться более не попасть в подобную неприятную ситуацию.
Была бы я (был бы я,
Да очередь твоя!
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все.
Если педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, то каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., должен применять в своей речи фольклор, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы в окружающем мире, людях и самом себе он видел хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды. Так же работа по фольклору, должна дополняться специальными занятиями, праздниками, развлечениями.