Елена Никульшина
Вариативная программа по познавательному развитию во второй младшей группе
Вариативная программа по познавательному развитию во второй младшей группе №8 «Теремок» на 2021–2022 учебный год
1.1. Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Публикация «Вариативная программа по познавательному развитию во второй младшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
1.1.2. Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
• Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
• Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
• Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Месяц
Тема
Цели и задачи
Источник
Сентябрь
Цвет Уточнить представления о четырех цветах- красном, желтом, зеленом, синем, и их названия; сформировать умение определять и называть цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий, распределять предметы в группы по цвету (на основе материального образца); тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 21
Цвет Сформировать умение распределять предметы в группу по цвету (на основе материализованного образца, закрепить умение определять и называть цвета; развивать воображение, артикуляционный аппарат, речь. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 24
Цвет Закрепить умение определять и называть изученные цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать пространственные представления, воображение, речь. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 25
Цвет Закрепить представления о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету (одинаковый, различный) и выражать результаты сравнения в речи; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, зрительную память, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 27
Октябрь
Оттенки цветов Сформировать представление об оттенках цветов, опыт их обозначения словами светлый и темный; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода (фиксации затруднения, понимания его причины, самостоятельного построения способа выхода из него) и опыт самоконтроля; закрепить умение сравнивать предметы по оттенкам цветов и выражать результаты сравнения в речи; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, творческие способности.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 28
Оттенки цветов Закрепить представления о разных оттенках цвета по светлоте, умение выражать в речи светлые и темные оттенки разных цветов; закрепить умение различать и называть 6 цветов, сравнивать предметы по цвету; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, речь, вариативность мышления, воображение.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 31
Оттенки цветов Закрепить умение различать и называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов; тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов (светлые и темные); тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт взаимоконтроля и самоконтроля. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 32
Большой и маленький Закрепить умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру; тренировать мыслительные операции сравнение и аналогию, развивать память, речь, воображение Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 34
Ноябрь
Большой и маленький Тренировать умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объемными предметами и о квадрате как плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 36
Цвет и форма Сформировать представление о форме предметов ис равнении предметов по форме (одинаковая, различная, тренировать умение, находить предметы одинаковые и различные по форме; ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур- квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник; закрепить умение определять и называть цвет предметов, группировать предметы по цвету; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, развивать внимание, речь, фантазию, сформировать опыт взаимоконтроля. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 38
Один, много Уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; закрепить умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 40
Ноябрь
Столько же, больше, меньше Сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», «меньше»; построить под руководством воспитателя способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар (на основе рефлексивного метода); закрепить умение определять и называть цвета предметов, сформировать опыт составления простейшей закономерности изменения цвета; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, воображение, творческие способности.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 44
Столько же, больше, меньше Построить под руководством воспитателя способ уравнивания групп предметов (на основе рефлексивного метода); закрепить умение определять и называть цвета предметов, умение использовать понятия «один», «много», сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, умение пользоваться мимическими мышцами. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 47
Декабрь
Столько же, больше, меньше. Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов; закрепить умение определять и называть цвет предметов. Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, использовать понятия «один» и «много»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 50
Декабрь
Столько же, больше, меньше. Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов; закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия «один» и «много», учить преодолевать различные препятствия; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, классификацию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 53
Счет до двух Сформировать представление о числе два, умение считать до двух; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); закрепить представления о числе «один», использование слов «один» и «одна» в речи, умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 55
Числа и цифры 1и 2 Познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); закрепить счет до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 58
Январь
Длиннее, короче Сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019г,с. 63
Круг Сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 66
Январь
Шар Уточнить представление о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 71
Февраль
Счет до трех Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает; закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, умение пользоваться мимическими мышцами.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 75
Февраль
Треугольник Сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 78
Число и цифра 3 Познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2014,с. 83
Февраль
На, над, под Уточнить представления о пространственных отношениях «на»- «над»- «под», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 87
Март
Выше, ниже Уточнить представления о пространственных отношениях «выше»- «ниже», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи, сформировать представление о сравнении предметов по высоте; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 90
Март
Слева, справа Уточнить пространственные отношения «слева»- «справа», сформировать представления детей о положении предмета справа и слева от них; закрепить умение выделять и называть свойства предметов; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 95
Цвет. Повторение Закрепить представления о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету (одинаковый, различный) и выражать результаты сравнения в речи. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 27
Большой и маленький. Повторение Тренировать умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объемными предметами и о квадрате как плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат».
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 36
Апрель
Столько же, больше, меньше. Повторение Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 53
Счет до трех. Повторение. Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1и 2 /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Изд-во «Ювента», 2019,с. 75
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 53
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 55
Май
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 57
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 59
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 61
Повторение. Повторение пройденного материала. Игралочка. Математика для детей 3- 4 лет. Часть 1. изд. 5-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Ювента, 2016, с. 63