Наталия Лапшина
Валенки — это символ России
▼ Скачать + Заказать документы
«ВАЛЕНКИ – ЭТО СИМВОЛ РОССИИ»
Дидактический материал с рекомендациями для родителей по приобщению дошкольников 4- 6 лет к культуре русского народа через совместную игровую и творческую деятельность по ознакомлению с историей русского валенка.
Автор:
Н. М. Лапшина – воспитатель детского сада «Зернышко»
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов;
обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.
Не учите их, что польза главное.
Главное - воспитание в человеке человеческого.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Аннотация
Дидактический материал для совместной игровой деятельности родителей и детей «Русские валенки» направлен на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной игровой и творческой деятельности.
Данное дидактическое пособие включает игры (подвижные, настольные, игровые упражнения, загадки, пословицы о валенках, а также краткую историю происхождения валенок для родителей и детей.
Пособие «Валенки – это символ России» предоставлено для родителей не в готовом виде, а в рекомендации - описании дидактических материалов.
Например, даны цели и задачи игр, описание хода игр, но родители должны изготовить игры самостоятельно (лучше совместно с детьми). Родители и дети должны активно включаться в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им захотелось вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания.
Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным.
Пояснительная записка
Валенки – это символ России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми независимо от чина и сословия. Нет ничего более, исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру.
Чем глубже познает ребёнок таинства окружающего мира, тем больше у
него возникает вопросов. И один из таких вопросов – почему, несмотря на огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого, люди все равно продолжают носить валенки? Валенки, бесспорно, представляют собой наиболее известную за пределами России традиционную русскую зимнюю обувь, которая, несмотря на то, что на дворе прогрессивный XXI век, отнюдь не собирается сдавать свои позиции.
Многие дети носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки.
В процессе совместной игровой деятельности родители познакомят детей с историей традиционной обуви и смогут показать, что валенки не просто обувь, а часть русской культуры, русской души.
Совместная игровая деятельность способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, выстраиванию духовно-нравственных отношений между ребенком и родителем.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
Проблема
В настоящее время у многих современных детей уровень знаний о ремёслах русского народа недостаточно сформирован. Это создает обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения бесед, театральных народных представлений, в непосредственно образовательной деятельности, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются. Гармонично формируются нравственные ценности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Необходимость в создании данного материала существует, так как он будет способствовать решению таких проблем:
Неумение ценить наследие русского народа;
Отсутствие живого интереса к народному быту;
Недостаточная познавательная активность к обычаям и традициям
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОТКУДА ПРИШЕЛ ВАЛЕНОК»
«Простой, как валенок». Есть такая известная русская поговорка. Нередко «валенком» называют грубого, неотесанного человека. И действительно, что, казалось бы, может быть проще неуклюжей, серой или черной русской обуви, в которых сейчас ходят, пожалуй, лишь старики да малые дети - исключительно из соображений тепла и удобства. Действительно - комфортней обуви не найти - тепло, сухо, мягко! Но внешний вид!
Наверное, именно поэтому валенки не принято носить в городе. Да и в наш век повальной европеизации, когда незаслуженно обходится вниманием все русское, валенки вместе с «отжившим свой век старьем» были беспощадно выброшены на задворки цивилизации. Однако… наше отношение к валенкам может и должно измениться!
В стране с таким суровым климатом, какой является Россия, без теплой одежды и обуви никак нельзя. И если мы, горожане средней полосы почти не замечаем суровых зимних морозов, то уж жителям деревень, особенно северных районов они хорошо знакомы.
Многие люди имеют эту исконно русскую обувь, но мало кто в последнее время носит валенки.
«Когда и где появились первые валенки?»
Они пришли к нам от азиатских народов. Самые древние были обнаружены археологами на Алтае в пластах аж IV века до Рождества Христова.
Еще до тех валенок, которых мы привыкли видеть, жители суровых азиатских просторов носили валяные коты, чуни, кеньги, которые были с суконным голенищем или вообще не имели его. Высокие валенки с голенищами стали изготавливать позже. На Руси «пимы, «самовалки», «катанки», изобретенные ремесленниками Нижегородской и Ярославской губерний, появились только к XVIII веку и сразу же завоевали рынки, базары, ярмарки и сердца наших морозостойких предков. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, «коты», «катанки», оказываются не такими уж русскими.
Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.
Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными.
Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники Ярославской области «догадались» валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Вот за эту гениальную простоту «валенком» в народном фольклоре и зовется наивный до глупости человек.
Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.
На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки.
С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы. Сейчас уже вошли в историю и являются музейными экспонатами валенки спортсменов, участвовавших в зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, белые валенки, выполненные валяльщиками Сызрани в подарок Сталину к его 70-летию, и валенки Георгия Жукова, в которых он прослужил всю Великую Отечественную.
Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству.
Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было – теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков. Прошло немало времени, пока валяное производство освоили в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел – для каждого дома валенок скатать. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые.
Рекомендации в выборе валенок
Валенки выпускаются самых разных размеров, так что подходящие можно найти и для взрослого мужчины, и для едва научившегося ходить ребенка.
Однако учитывайте, что валенки - необычная обувь, и размеры у них свои. Так, например, 25-му размеру обуви соответствует 13-й размер валенок. Кроме того, в процессе носки валенки садятся, и поэтому покупать их следует с запасом. Валенки с подошвой взрослым нужно брать на один размер больше. Выбрать хороший валенок можно на ощупь, его нужно помять в руках.
Главное, чтобы он был упругим. Если валенок слишком мягкий, он недовалян и форму держать не будет. Если слишком жесткий, не гнется, то ходить будет неудобно.
Обратите внимание на запах. Если он неприятный, значит, при изготовлении валенок использовалась непромытая шерсть. Избавиться от такого запаха практически невозможно. Прежде чем убирать валенки в чулан или шкаф, стоит упаковать их в полиэтиленовый пакет и положить в каждый из них средство от моли, иначе через несколько месяцев вы рискуете достать из шкафа не валенки, а жалкие остатки.
Способы валяния валенок
Существует две техники валяния: сухое и мокрое.
Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.
Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды, используя мыльный раствор, изготавливают валенки.
Процесс изготовления валенок очень трудоемкий. Есть два способа их изготовления: кустарный (ручной) и промышленный (фабричный). И в том, и в другом производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит единственный природный материал - овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Валенки изготавливают из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требуется около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Благодаря такому материалу между волокнами шерсти легко проходит воздух и происходит его циркуляция. Это позволяет нашим ногам дышать. Валенки как губка впитывают в себя влагу, оставляя ноги сухими в тепле. Затем на солнышке или в тепле они испарят влагу. В них зимой не холодно и летом не жарко. Это происходит из-за того, что стенки валенок пористые, он не пропускают холод и тепло. Этот эффект можно сравнить со стенами домов, где специально делают воздушные подушки (теплоизоляцию, чтобы они лучше защищали дом от холодов.
Технология промышленного производства валенок:
1. Все начинается с сырья. Материал разделяют и отправляют в цех, в котором его разрывают на более мелкие клочки на специальном аппарате и сушат.
2. Далее обрабатывают на шерсточесальной машине, после которой шерсть – уже цельный материал.
3. Далее на чесальном станке создают форму будущего сапога.
4. Затем на специальном устройстве производится процедура притирки, шерсть обрабатывают паром и соединяют между двумя раскаленными плитами.
5. Придание валенку определенной формы – почти полностью дело рук работников. Заготовки сворачивают и придают нужную форму и размер.
6. После придания формы, изделие увлажняют и отправляют на катальную машину и варят, добавляя краситель.
7. Замоченную обувь вытягивают на специальных приспособлениях и придают форму.
8. В сушильном цеху валенки тщательно высушивают, а затем им придают их окончательный «классический» вид в отделочном цеху.
Интересно то, что изначальные заготовки делают гигантских размеров, и лишь потом они «садятся» при варке.
Технология кустарного производства:
1. Разложить на плотной ткани размером 1х1 метр слой шерсти потолще – к подошве, а тоньше на голенище. При этом надо периодически сбрызгивать водой.
2. Затем закатать шерсть на скалке в рулон и выкатывать на столе. Сложить кусок выкатанной шерсти вдвое, положив внутрь прокладку в форме будущего валенка, затем опять выкатывать. И это ещё не всё.
3. Выкатанную заготовку валенка положить в чан с раствором серной кислоты (на 20 литров воды полстакана кислоты). Это делается для обезжиривания материала.
4. Прокладку с тканью, которую использовали, надо убирать.
Одним словом, процесс очень долгий и не всегда подходящий для домашних условий. Да и слишком много специальных приспособлений понадобится, если выполнять всё по старинной технологии.
По данным ссылкам вы можете посмотреть видео и научиться валять валенки дома всей семьей!
https://youtu.be/XApVfU8l5J0
https://youtu.be/LEfqLROBt78
https://vk.com/video-45429798_456239433
МАМЫ И ПАПЫ!
А ТЕПЕРЬ РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ВАЛЕНКАХ!
В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.
«Валенки — род Башмаков или Сапог, Сваляных из Шерсти» — такое определение даёт валенкам словарь в. Даля.
Для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь слыла неофициальным символом России, одним из атрибутов образа русского человека.
Валенки — исконно русская обувь, которая упоминалась ещё 2, 5 тысячи лет тому назад. Слово «Валенки» неотделимо от традиционного представления о России, о её долгой зиме со снежными просторами.
А первые изделия из шерсти были обнаружены на Алтае в IV веке.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде — «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях — «валенцами», в Сибири — «Пимами».
Название зависело ещё и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей — «катанками».
Валенки в виде твёрдого сапога получили широкое распространение с начала 19 века, а впервые их начали валять в нижегородской губернии.
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было очень престижно!
Испокон веков валенки весьма дорогим удовольствием были. Без валенок наши предки не мыслили святочные и масленичные гуляния, колядования, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз!
С радостью носили валяную обувь и представители власти: Пётр I, Екатерина II и Анна Иоанновна носили изготовленные специально для них валенки даже с роскошными бальными платьями.
Валенки и нашу армию во времена отечественных войн спасали.
Во многом помогли они путешественникам, осваивавшим северные территории.
Во многих крестьянских семьях Пимы одни на всю семью были. По валенкам выбирали жениха, ведь жених в валенках — это был состоятельный человек.
Валенки — единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, не вредящих здоровью и экологии. Шерсть просто срезается с овец и перерабатывается. Она не раздражает кожу ног, обеспечивает естественную циркуляцию воздуха.
Также учёные установили, что при ходьбе между валенками и кожей образуется благоприятное биополе. Так что валенки не просто природная натуральная обувь, но и очень полезная, и, как теперь доказывают модельеры, — самая модная!
Народ любил валенки и посвятил им песню, которая стала визитной карточкой Лидии Андреевны Руслановой. Во время великой отечественной войны эта песня особую славу приобрела.
Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно.
Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок.
С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличии от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ПОЗНАКОМЬТЕ ДЕТЕЙ С РУССКИМИ ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ И ЗАГАДКАМИ ПРО ВАЛЕНКИ
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
* В новых валенках плясать-только пятки стесать!
* Наш малой Филипок-прост,как сибирский валенок.
* Чтоб зимою не болеть,надо валенки надеть.
* Валенки поносишь-годков десять сбросишь.
* Для глупой модницы, валенки и те с завязками.
* На одну ногу двух валенок не наденешь.
* Ноги в валенки одень и сигай через плетень.
ЗАГАДКИ
Все в шерсти, а кожи нет.
От мороза и пурги есть из шерсти сапоги.
Знает взрослый человек.
Знает даже маленький,
Чтоб зимою не болеть, надевают …
Их палят и варят, а не едят.
Их треплют, катают, а в морозы таскают.
Тёплые, удобные
Ноги согревают.
По сугробам гулять
Долго позволяют.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу, днём – домой.
В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги. Картотека игр с валенками
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ПОИГРАЕМ С ВАЛЕНКОМ!
1. Эстафета «Валенки-скороходы»
Бег в валенках до стойки и обратно, передача валенок следующему игроку
2. Эстафета «Бег и прыжки»
Бег «змейкой» между валенками до ориентира, обратно - прыжки через валенки.
3. Подвижная игра «Догони валенок»
Все встают по кругу и передают валенок из рук в руки. «Ловишка» бегает за кругом и пытается забрать валенок. Если ему это удается, то он меняется местом с игроком, у которого забрал валенок.
4. Игра «Метание валенка с ноги»
Игрок должен надеть валенок на ногу, а затем резким движением забросить его как можно дальше. Место падения валенка отмечается кеглей. Победит игрок, чей валенок улетит дальше других.
5. Игра «Попади снежком в валенок»
Снежок суметь забросить в большой валенок
6. Игра «Городки»
Участник «вооружается» валенком. На расстоянии 5м от него расставляются кегли (10-12шт, которые игрок должен сбить валенком.
7. Эстафета «Футбол»
В одном валенке обвести мяч вокруг стойки и передать валенок и мяч следующему игроку
8. Эстафета хоккей
Вместо клюшки валенок, вместо шайбы снежок. Забить гол в ворота и передать эстафету следующему игроку команды
9. Эстафета «Валенкоход»
На руки надевают валенки и на 4-х шагают до ориентира, обратно бегом и передают эстафету следующему игроку.
10. Эстафета «Верхом на валенке»
Скакать верхом на валенке как на лошади до ориентира и обратно
ИЗГОТАВЛИВАЕМ ИГРЫ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!
Описание дидактических игр, игровых упражнений (для самостоятельного изготовления) на тему «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАСПИСНЫЕ ВАЛЕНКИ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -7 ЛЕТ)
Цель:
- развивать логическое мышление, умение детей группировать валенки
по узорам – видам росписей соответствующим русским народным
промыслам.
Задачи:
- формировать представления детей о русских народных промыслах
(городецком, дымковском, гжельском, хохломском, жостовском);
- умение детей определять характерные черты каждого из видов народного
искусства, группировать картинки по сходству;
- способствовать развитию художественного вкуса.
Развивающая среда: парные плоскостные изображения
валенок,украшенных узорами русских народных промыслов.
Ход игры
Участники берут по одному плоскостному валенку, украшенному узорами
народных промыслов.
Детям предлагается рассмотреть их и назвать узоры. После этого они выбирают разложенные на столе валенки, составляют пары и группируют в соответствии с видом народного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ВАЛЕНОК»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ЛЕТ)
Цель:
- формировать умение детей составлять изображение валенка из частей.
Задачи:
- формировать представления о целостном образе предметов;
- развивать умение складывать картинку, разрезанную на 3- 4 части.
Развивающая среда: плоскостные изображения валенок,
украшенных узорами русских народных промыслов и другими рисунками.
Ход игры
Перед детьми лежат разрезные картинки валенок разных расцветок.
Взрослый просит сложить части так, чтобы получился целый валенок.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ЛИПУЧКАХ «УКРАСЬ ВАЛЕНКИ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ)
Цель:
- уточнить и закрепить представление об основных элементах художественной русской народной росписи.
Задачи:
- формировать умения вычленять отдельные элементы узора;
- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
- вызвать интерес художественной росписи России.
Развивающая среда: плоскостные изображения валенок белого цвета с наклеенными круглыми липучками (с одной стороны), вырезанные элементы
узоров росписи, карточки - таблицы с изображенными на них элементами росписи.
Ход игры
На столе выкладываются перевернутые карточки-таблицы с изображенными на них элементами росписи.
Дети берут пару валенок и любую карточку, переворачивают и называют элементы какой художественной росписи изображены.
Далее выбирают из конверта вырезанные элементы узоров росписи в соответствии с карточкой, и украшают пару валенок одинаково (прикрепляют узоры на липучки).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВАЛЯНИЕ ВАЛЕНКА В РОССИИ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ)
Цель:
- выяснить, как дети усвоили знания о том, как производят валенки в России и как называются профессии людей, работающих в данной отрасли.
Задачи:
- формировать у детей знаний о народных промыслах (валяние валенок);
- развивать интерес детей к современному фабричному производству валенок и профессиям в данной отрасли;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Развивающая среда: картинки, на которых изображены этапы валяния
валенок.
Ход игры
Родитель: «Мы сегодня отправимся на фабрику по изготовлению валенок. Вспомним, люди каких профессий работают на валяльной фабрике : мойщик шерсти, сушильшик, валяльщик, дизайнер …
Перед вами картинки с изображением рабочих на фабрике за определенной работой. Нужно разложить картинки по порядку, вспоминая этапы валяния валенок на фабрике и назвать знакомые профессии.»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ФАНТАЗЕРЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ)
Цель:
- развивать у детей творческое воображение и фантазию.
Задачи:
- формировать знания детей о русских народных сказках;
- развивать способность к моделированию.
Развивающая среда: бумажные шаблоны валенка, карандаши.
Ход игры
Родители с ребенком вспоминают русские народные сказки (героев сказок, сказочные домики, обувь и т. д.)
Также напоминают, что ребята много узнали о валенках, а это символ России.
Предлагают пофантазировать. Ребятам выдаются шаблоны в виде валенка,
которые они обводят на листе бумаги. Затем предлагается дорисовать так,
чтобы из валенка получилось что-то другое, сказочное : животное,
сказочный герой, предмет, теремок, обувь и т. д. (из русских народных сказок).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ)
Цель:
- развивать умение сопоставлять предметы, выявлять общие признаки.
Задачи:
- развивать память, концентрацию внимания, мыслительные способности.
Развивающая среда: плоскостные изображения парных расписных валенок (в конверте) и часть валенок с наклеенными круглыми липучками с одной стороны.
Ход игры
Перед ребенком разложены изображения валенок. Взрослый предлагает составить пары.
Аналогично на липучках дети прикрепляют парный валенок.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ЛИПУЧКАХ «НАЙДИ ПАРУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ)
Цель:
- развивать умение сопоставлять предметы, выявлять общие признаки. Задачи:
- развивать память, концентрацию внимания, мыслительные способности.
Развивающая среда: пары расписных валенок приклеены к основе и с наклеенной круглой липучкой. Плоскостные изображения пар аналогичных валенок с наклеенными круглыми липучками с одной стороны.
Ход игры
Родитель соединяет разные пары валенок. Ребенок должен исправить ошибки, найти две одинаковые пары валенок и соединить их.