Марина Александровна Бабченко
«Посиделки в мини-музее». Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у старших дошкольников представления о понятии «Мини-музей»
Задачи:
Познавательные:
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать о народных обычаях и традициях русских посиделок;
- актуализировать знания детей о предметах народного быта, - самовар, сундук, крынка, деревянные ложки и т. д.
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные умения посредством народных игр.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к народной культуре.
Словарная работа: чугунок, самовар, сундук, крынка, деревянные ложки, туесок, балалайка.
Оборудование: экспонаты музея, самовар, сушки, баранки, сундук, музыкальные инструменты, дидактическая игра «Было – стало», аудиоколонка с записью звучания балалайки, русские народные костюмы, столы, 2 лавки, верёвка
Ход занятия:
Воспитатель, в русском народном костюме, встречает детей в зале, заранее одетых в русские сарафаны и рубашки.
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие! Рада очень видеть вас! Посмотрите вокруг, что вы видите?
(ответы детей)
- Правильно, очень много старинных предметов. А где хранятся такие предметы?
(ответы детей).
- Приглашаю вас в маленький музей, или по-другому можно сказать мини-музей. В настоящем музее руками трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее можно и даже нужно. Я познакомлю вас с предметами старины, расскажу, как жили в те далекие времена наши прабабушки и прадедушки. (предлагаю детям рассмотреть экспонаты, потрогать)
Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать.
- Милости прошу, садитесь! Добры молодцы садятся на эту лавочку, а красны девицы на эту. Посидим рядком, да поговорим ладком! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Велика наша матушка Россия. А наш русский народ испокон веков умел работать, но умел и отдыхать. Поэтому сначала осени и всю зиму молодые незамужние юноши и девушки собиралась вместе, чтобы провести весело время. В наши дни это называется вечеринкой. А раньше как называлось это времяпрепровождение?
(ответы детей)
- А называлось это мероприятие посиделки. А как вы думаете, чем занимались юноши и девушки на посиделках?
(ответы детей)
- Здесь занимались рукоделием, рассказывали истории и сказки, играли в игры, пели песни и частушки. На посиделках молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием, и в то же время присмотреть себе невесту. Девушки же демонстрировали женские качества, – умение рукодельничать, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.
Богата Русь-матушка своими традициями, а еще она богата хороводами, плясками, да игрой на музыкальных инструментах. Ребята, а вы знаете какой любимый инструмент был на Руси?
(ответы детей)
(включаю аудиозапись звучания балалайки).
- Как вы думаете, для чего использовали балалайку? У кого какие предположения? Молодцы, еще мысли? Мне нравятся ваши ответы.
(демонстрирую балалайку, предлагаю попробовать поиграть, подержать).
А с балалайкой можно играть? Отличная идея, становитесь все в круг. Педагог произносит сам слова, передавая детям балалайку:
«Ты катись-ка балалайка, быстро, быстро по рукам.
У кого в руках останется, тот пускай и спляшет нам».
- Ох и чудно поиграли, балалайка инструмент удивительный. Согласны?
- Что ж, есть у меня для вас еще кое - что интересное.
(Обращаю внимание на стол. Показываю предмет старины и называю его предназначение. Предлагаю выйти ребёнку и найти на картинке аналог этот предмета в современном мире).
- Ай да славные у нас посиделки получаются!
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят.
Кто самый смелый, выходите!
Я познакомлю вас с очень интересной игрой, называется игра «Бой петухов» - это не драка, а именно старинная русская забава. Подобные бои на Руси считались не только потехой, но и хорошей школой для мальчиков. Мы с двумя мальчиками покажем, как играли раньше юноши, вы посмотрите и в группе все вместе поиграете.
(«Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги).
Ай да, молодцы! Какие ловкие да смелые!
-Посмотрите, у нас в музее сундук стоит, я уверена, много он тайн хранит. Как вы думаете, для чего сундук предназначен?
(ответы детей)
Сундук – вещь нужная. В старину сундук служил шкафом для хранения вещей. Также в нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты.
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперёд –
Вы, смекалистый народ!
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех подруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает (ложка).
Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(предлагаю ребёнку подойти достать загадываемый предмет и положить его на стол.)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
А вот и следующая загадка:
-В чем варили кашу, щи в русской печи?
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
(ответы детей).
(предлагаю ребёнку подойти достать загадываемый предмет и положить его на стол.)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- Есть еще одна загадка из волшебного сундука.
Там хранится молоко
И не киснет там оно (крынка).
(предлагаю ребёнку подойти достать загадываемый предмет и поставить его на стол.)
В древности славянские народы пользовались этим предметом из глины. В нашем музее хранятся два экспоната старинной глиняной посуды. Кринки (крынки) - расширяющиеся книзу удлинённые глиняные горшки. Что вы знаете о крынке (ответы детей).
Кринка служила для хранения молока как парного, так и холодного, ведь стеклянных банок тогда не было. Так как сосуд был выполнен из глины, молоко как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше, долго не скисалось.
- А вот вам и следующая загадка из волшебного сундука.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(ответы детей)
(Ставлю на стол самовар)
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить.
А вы знаете о самоваре?
(ответы детей)
За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка».
Вот и подошло к концу наше путешествие по музею. Что больше всего запомнилось? О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?
Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: в музее вы можете открыть для себя много нового и интересного.
Маленькие, сдобные
Колесики съедобные.
Я одна их все не съем
Угощу ребяток всех.
(Угощаю детей баранками и предлагаю пройти в группу на чаепитие.)
Посидеть за самоваром рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.