Сергиенко Людмила
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством терапии из пуговиц
▼ Скачать + Заказать документы
Сергиенко Людмила Алексеевна
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ТЕРАПИИ ИЗ ПУГОВИЦ.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятен ранний возраст ребёнка для ознакомления со свойствами предметов и он является решающим в умственном развитии детей. Этот период называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Ограничение внешних впечатлений вызывает у ребёнка чувство «сенсорного голода», замедляет умственное развитие.
Сенсорное воспитание – это система педагогического влияния, направленная на формирование и совершенствование способов чувственного познания. Целью сенсорного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников с ОВЗ.
Одним из инновационных методов реализации сенсорной коррекционно – развивающей деятельности с детьми с ОВЗ является игровая терапия с пуговицами.
Игровая терапия при помощи пуговиц с детьми, которые имеют проблемы в развитии, содержит такие виды игр:
- игры, направленные на развитие и коррекцию сенсорно – перцептивной сферы;
- игры на коррекцию и развитие психомоторики (мимики, моторики рук, координации движений);
- игры на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы;
- игры на развитие и коррекцию произвольного внимания;
- игры на развитие и коррекцию коммуникативных навыков и привычек.
Эти виды игр раскрывают личностные качества и способствуют адаптации детей с ОВЗ в обществе.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ:
1. Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому.
2. Взрослые должны заинтересовывать ребёнка в игре, а не заставлять в неё играть.
3. Эти игры творческие и, желательно, чтобы они выполнялись самостоятельно. Поэтому я считаю, что их нужно проводить после того, как дети овладеют навыками пальчиковой и песочной терапии.
Нужно дать детям возможность самостоятельно мыслить, находить свои ошибки, а взрослые должны набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни взглядом, ни жестом, ни вздохом.
4. Чтобы ощутить сравнительную сложность заданий, взрослые обязательно должны их выполнить сами, прежде чем давать их детям.
5. Обязательно начинать игру с соответствующего задания. Успех в начале занятия – необходимое условие возникновения заинтересованности.
6. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте пуговицам имена, фантазируйте, придумывайте, пока дети сами не начнут заинтересовываться процессом преодоления трудностей, достижением желанной мечты.
7. Дети могут не заинтересоваться игрой только по двум причинам:
- у них мало жизненного опыта, необходимого для игры;
- взрослые насильно заставляют их играть, не понимая, что тем самым отбивают у детей желание к игре.
Поэтому нужно больше поощрять и хвалить их за успехи.
Для достижения эффективности в игровой пуговичной терапии необходимо:
- проявлять внимание к ребёнку;
- ставить конкретные задания;
- расставлять акценты в игре, в соответствии с содержанием задания;
- подбирать предметы, которые хорошо знакомы детям.
Игровой материал можно подбирать, заранее согласовывая с лексическими темами, изучаемыми в детском саду.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПУГОВИЦАМИ:
- игра «Аквариум»;
- игра «Рыбалка»;
- игра «Пуговичное лото»;
- игра «Продолжи логический ряд»;
-игра Крестики нолики»;
- игра «Выложи рисунок по контуру» и т. д.
Дети с ОВЗ с большим удовольствием выполняют игровые задания с пуговицами, сами придумывают новые варианты игр. Особенностями этих игр является то, что они имеют инструкцию и правила, которые можно изменять во время проведения другой игры. Также в этих играх может быть победитель. У ребенка вырабатывается адекватное отношение к своей или чужой победе, она учится переживать поражение. Через систему игр мы переходим «мануального» интеллекта к «социальному».
МАССАЖ ПУГОВИЦАМИ
Для выполнения массажа нужно заполнить большую коробку пуговицами (главное, чтобы их было много и они были разными).
Последовательность выполнения:
- опустить руки в коробку;
- провести ладошками по поверхности пуговиц;
-захватить пуговицы в кулачки, немного приподнять руки и раскрыть ладошки;
- опустить руки глубже в «пуговичное море» и «поплавать» в нем;
- перетирать пуговицы между ладонями;
- пересыпать пуговицы с ладошки на ладошку;
- поочередно: правой, левой рукой, двумя руками вместе захватывать немного пуговиц и отпускать;
- брать в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, квадратную, вытянутую, гладкую, перекатывать их между ладоней, постепенно увеличивая амплитуду движений (эти движения можно разнообразить, выполняя их тыльными сторонами ладошек).
Для массажа ног нужно опустить коробку на пол:
- опустить в коробку босые ступни;
- выполнять круговые движения ног;
- шевелить пальцами ног, глубоко погрузив их в пуговицы;
- перебирать пуговицы пальцами ног;
- перетирать пуговицы между ступнями ног;
- захватывать пуговицы пальцами ног, поднимать ноги и разжимать пальцы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАССАЖНОГО КОВРИКА ДЛЯ НОГ ПРИ
ПОМОЩИ ПУГОВИЦ
Массаж стоп - это целая система оздоровления, он влияет на зоны, которые есть на наших стопах. Эти процедуры способствуют эффективной работе всех наших внутренних органов, снимают отечность ног, появляется ощущение лёгкости во всём организме сразу. С помощью массажа можно улучшить сон, аппетит, настроение. В любых случаях он влияет на нас позитивно. Для массажа стоп очень удобно использовать массажные коврики.
Для изготовления коврика нам понадобится:
- плотная ткань;
- пуговицы разных размеров;
- иголка и нитка.
Для изготовления нужен отрез плотной ткани, подойдет драп от старого пальто или другая любая ткань из хлопка или бязи (можно прострочить несколько слоев ткани тоньше). Также подойдут любые пуговицы по конфигурации, размеру.
Пришиваем все собранные пуговицы к полотнищу; стараемся равномерно распределить пуговицы относительно друг друга и по величине, по всей площади. Пришиваем крепкими нитками вдвое, чтобы пуговицы держались надежнее.
Массажный коврик с пуговицами можно использовать как для детей, так и для взрослых. Босыми ногами маршировать на месте, стараясь потоптаться по всем пуговицам. Маленьким детям, скорее всего, понравится поглаживать и ощупывать пальчиками ног эти пуговицы. Такой коврик можно использовать с целью развития контактных ощущений и развития мелкой моторики рук.
Изделия из пуговиц могут быть самостоятельной работой, элементом украшения, картины, рамочки для фотографий, вазы или закладки для книг.
Для работы нам понадобятся пуговицы разного размера и фактуры, клей и карандаш. Можно сложить из пуговиц любую картинку, как мозаику. Если нужные пуговицы стали на свои места, можно переходить к закреплению. Элементы картинки, которых не хватает (ножки, ресницы, пальчики и т. д.) можно дорисовать карандашом или фломастером. Также можно пофантазировать и использовать в своей работе проволоку, бантики, бусинки, камешки.
Такой труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать время, учитывая физические возможности и психологические особенности детей с ОВЗ. Имеется в виду длительность, объем, сложность и определение физических нагрузок, которые вызывают утомление. Необходимо обратить внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях необходимо переключать внимание ребенка на другую деятельность.
Игры с пуговицами закрепляют у детей знания цвета, формы, размера и знания пространственных отношений, используя различные принципы игр, мы можем создавать разнообразные рисунки из пуговиц, изменяя цвет, форму, размер, пространственное расположение.