Михайлова Надежда
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В стране чувашских узоров
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа „В стране чувашских узоров“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Михайлова Н. П.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
-Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым
- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
-Познакомить со смысловым значением чувашских узоров.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
-Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно – прикладное искусство.
-учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.
-развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.
Образовательная область «Речевое развитие» :
-Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов : хевел – солнце, херле – красный, сара –желтый, симес – зеленый, кавак – синий, шура – белый, хура – черный.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
-Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.
-Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Материалы и атрибуты:
Чувашский национальный костюм, изделия с чувашскими орнаментами, карточки с изображениями чувашских узоров, рисунки с чувашским орнаментом, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, цветные шаблоны чувашского узора солнца, клей, кисточка, тряпочки, картон белый 1 / 2 альбомного листа, музыкальное оформление.
Предшествующая работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
1. Организационный момент.
2. Открытие выставки
3. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров
4. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.
5. Рассказывание легенды о трех солнцах
6. Аппликация «Творческая мастерская».
7. Рефлексия.
8. Игра «Ларать Мишша»
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, Здравствуй друг,
Здравствуй наш веселый круг!
Здравствуйте ребята! Ыра кун ачасем! Салам! Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? (в группе). А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? (да). Но для начала мне скажите, в какой стране мы живем? Дети: Мы живем в России. Восп: Большая наша страна? Дети: Да. Восп: Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? Дети: Чувашия. Восп: Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся.
2. Открытие выставки (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия)
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Восп: Здесь карта Чувашии, посмотрите – это Чебоксары столица Чувашской Республики. У каждой страны и республики есть свой флаг и герб. Через чувашскую Республику протекает река Волга
Посмотрите ребята, эти работы, рисунки, аппликации сделали дети из других детских садов. Они очень старались. Вам нравится это платье –кепе? А масмак?
3. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров
Восп: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд? Дети: чувашский национальный костюм. Восп: Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кепе, фартук – саппун, повязка – писиххи. Полотенце у нас называется – алшалли. Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.
Игра
«Угадай цвет»
Красный – херле
Желтый – сара
Зеленый – симес
Синий – кавак
Белый – шура
Черный – хура
Молодцы, ребята. Все правильно. А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте, пожалуйста:
Красный – цвет восходящего солнца;
Желтый – цвет спелых колосьев;
Зеленый – цвет зелени чувашских лесов и лугов;
Синий – цвет голубой воды;
Белый – цвет чистого воздуха;
Черный – цвет плодородной земли.
Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
4. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.
А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации).
Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики). Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В меха его одели (дерево). - Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации). Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да,с помощью иголки и ниточки.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком (собака) .
Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).
Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации).
Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.
5. Рассказывание легенды «Раньше было три солнца»
- В чувашской вышивке основными элементами узоров являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круги, овалы, трапеции, полосы, линии. Они сочетаются с фигурами людей, птиц, деревьев, растений. Посмотрели, познакомились мы с вами с чувашской вышивкой, а теперь пора и своё мастерство показать. (Дети занимают рабочие места, в группе звучат чувашские мелодии).
6. «Творческая мастерская». Аппликация «Солнце»
- Мы с вами сегодня украсим салфетку, и я возьму ваши работы на выставку к другим ребятам из другого детского сада. Вот такую работу мы сегодня сделаем (образец). Какие цвета вы здесь видите? Из каких геометрических фигур выполнено наше солнце?
- А теперь давайте без клея выложим узор. Затем приклеим их. Работаем внимательно, аккуратно.
- Вот и получились наши небесные светила. А теперь все ваши работы посмотрим вместе. Аккуратно ли они выполнены, правильно ли расположены, Миша, чья работа тебе больше всего понравилась? Почему?
7. Рефлексия.
1. Чем славится Чувашия?
2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?
3. Какие цвета использовали при вышивании?
4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?
5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?
6. В какую чувашскую игру мы поиграли?
Восп: Ребята соберем все наши работы для выставки и поиграем игру «Ларать Мишша»
8. Игра «Ларать Мишша».
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 5-е, исправленное и дополненное - М. : Мозаика-Синтез, 2019г.
2. Васильева Л. Г. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.
3. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
4. Васильева Л. Г. Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 1994г.
5. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Чебоксары, 2001г.
6. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. Чувашское книжное издательство, 1995г.
7. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981г.