Получи документы

Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе (2 фото)

Михайлова Надежда
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе
Фото «В стране чувашских узоров»

В стране чувашских узоров

Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа.

(старшая группа)

Публикация «Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа „В стране чувашских узоров“ в старшей группе» размещена в разделах

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Михайлова Н. П.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

-Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым

- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

-Познакомить со смысловым значением чувашских узоров.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

-Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно – прикладное искусство.

-учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.

-развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.

Образовательная область «Речевое развитие» :

-Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов : хевел – солнце, херле – красный, сара –желтый, симес – зеленый, кавак – синий, шура – белый, хура – черный.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

-Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.

-Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и атрибуты:

Чувашский национальный костюм, изделия с чувашскими орнаментами, карточки с изображениями чувашских узоров, рисунки с чувашским орнаментом, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, цветные шаблоны чувашского узора солнца, клей, кисточка, тряпочки, картон белый 1 / 2 альбомного листа, музыкальное оформление.

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1. Организационный момент.

2. Открытие выставки

3. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

4. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

5. Рассказывание легенды о трех солнцах

6. Аппликация «Творческая мастерская».

7. Рефлексия.

8. Игра «Ларать Мишша»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг, Здравствуй друг,

Здравствуй наш веселый круг!

Здравствуйте ребята! Ыра кун ачасем! Салам! Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? группе). А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? (да). Но для начала мне скажите, в какой стране мы живем? Дети: Мы живем в России. Восп: Большая наша страна? Дети: Да. Восп: Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? Дети: Чувашия. Восп: Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся.

2. Открытие выставки (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия)

Знаете ли вы страну такую

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют –

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник - от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен,

И сто тысяч вышивок цветет?

Восп: Здесь карта Чувашии, посмотрите – это Чебоксары столица Чувашской Республики. У каждой страны и республики есть свой флаг и герб. Через чувашскую Республику протекает река Волга

Посмотрите ребята, эти работы, рисунки, аппликации сделали дети из других детских садов. Они очень старались. Вам нравится это платье –кепе? А масмак?

3. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

Восп: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд? Дети: чувашский национальный костюм. Восп: Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кепе, фартук – саппун, повязка – писиххи. Полотенце у нас называется – алшалли. Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.

Игра

«Угадай цвет»

Красный – херле

Желтый – сара

Зеленый – симес

Синий – кавак

Белый – шура

Черный – хура

Молодцы, ребята. Все правильно. А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте, пожалуйста:

Красный – цвет восходящего солнца;

Желтый – цвет спелых колосьев;

Зеленый – цвет зелени чувашских лесов и лугов;

Синий – цвет голубой воды;

Белый – цвет чистого воздуха;

Черный – цвет плодородной земли.

Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.

Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).

4. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации).

Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики). Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели (дерево). - Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации). Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да,с помощью иголки и ниточки.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком (собака) .

Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).

Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации).

Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

5. Рассказывание легенды «Раньше было три солнца»

- В чувашской вышивке основными элементами узоров являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круги, овалы, трапеции, полосы, линии. Они сочетаются с фигурами людей, птиц, деревьев, растений. Посмотрели, познакомились мы с вами с чувашской вышивкой, а теперь пора и своё мастерство показать. (Дети занимают рабочие места, в группе звучат чувашские мелодии).

6. «Творческая мастерская». Аппликация «Солнце»

- Мы с вами сегодня украсим салфетку, и я возьму ваши работы на выставку к другим ребятам из другого детского сада. Вот такую работу мы сегодня сделаем (образец). Какие цвета вы здесь видите? Из каких геометрических фигур выполнено наше солнце?

- А теперь давайте без клея выложим узор. Затем приклеим их. Работаем внимательно, аккуратно.

- Вот и получились наши небесные светила. А теперь все ваши работы посмотрим вместе. Аккуратно ли они выполнены, правильно ли расположены, Миша, чья работа тебе больше всего понравилась? Почему?

7. Рефлексия.

1. Чем славится Чувашия?

2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?

3. Какие цвета использовали при вышивании?

4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?

5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?

6. В какую чувашскую игру мы поиграли?

Восп: Ребята соберем все наши работы для выставки и поиграем игру «Ларать Мишша»

8. Игра «Ларать Мишша».

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 5-е, исправленное и дополненное - М. : Мозаика-Синтез, 2019г.

2. Васильева Л. Г. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.

3. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.

4. Васильева Л. Г. Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 1994г.

5. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Чебоксары, 2001г.

6. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. Чувашское книжное издательство, 1995г.

7. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981г.

Публикации по теме:

«Фестиваль дружбы народов» в старшей группе по приобщению детей к культуре семейских Забайкалья «Русь православная»«Фестиваль дружбы народов» в старшей группе по приобщению детей к культуре семейских Забайкалья «Русь православная» Цель: - познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством семейского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • продолжать.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В стране Радости» на тему «Эмоции»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В стране Радости» на тему «Эмоции» Конспект интегрированного занятия в старшей группе "В стране Радости" Цель: введение детей в мир человеческих эмоций, помочь прожить определённые.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект КВН «Тайна чувашских узоров» для детей старшей группы Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края, о красоте чувашских узоров; развить познавательный интерес; воспитывать.

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Цветок здоровья»Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Цветок здоровья» Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи детям ГБУ.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе Конспект занятия по физической культуре в старшей группе. (для молодых специалистов) Время проведения – 25 минут. Программное содержание:.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Фотоотчет о мероприятии «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре в младшей группеФотоотчет о мероприятии «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре в младшей группе В младшей группе «Лучики»прошло мероприятие «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Много старинных традиций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 22:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Михайлова Надежда (УИ 1715558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД