Лучший педагог года

Социально-коммуникативное развитие дошкольников: методы и подходы в ДОУ

Светлана Пасунько
Социально-коммуникативное развитие дошкольников: методы и подходы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста – это актуальная задача, продиктованная социальным заказом общества. Развитые навыки общения и взаимодействия помогают ребенку успешно адаптироваться к обучению в школе и осваивать программу. Именно в коллективе детского сада, первом "обществе" для малыша, закладывается фундамент его личности, определяющий отношение к миру, поведение и самоощущение среди других людей.

В современном мире, где дети часто проводят время за экранами гаджетов, живое общение становится особенно ценным. Умение общаться – необходимое условие для гармоничного развития ребенка. Недостаток речевых навыков может приводить к агрессии, когда ребенок не способен выразить свои мысли и чувства словами.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре, естественной и увлекательной для детей, происходит интенсивное социально-коммуникативное, психическое и эмоциональное развитие. Игра позволяет ребенку примерить на себя различные социальные роли, участвовать в воображаемых ситуациях, воспроизводящих быт взрослых (игра в магазин, доктора, семью и т. д.). В игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции, поддерживать друг друга, создавая свою модель мира.

Разнообразие игровых форм:

• Сюжетно-ролевые игры

• Театрализованные игры

• Режиссерские игры

• Игры с моделированием ситуаций

• Игры-этюды

• Игры-путешествия и др.

Праздники также являются важной формой социализации дошкольников. В атмосфере радости и удовольствия дети осваивают знания о социальных ценностях и культурных нормах. Участие в праздниках снижает излишнюю дидактичность образовательного процесса, способствуя более непринужденному усвоению материала.

Примеры праздников, значимых для социально-коммуникативного развития:

• Праздники, формирующие чувство личностной принадлежности (например, День защиты детей)

• Праздники, подчеркивающие гендерную принадлежность (например, Международный женский день, День защитника Отечества)

• Праздники, посвященные семейной принадлежности (например, Международный день семьи)

• Праздники, формирующие чувство гражданской принадлежности (например, День России)

• Праздники, посвященные принадлежности к мировому сообществу (например, Международный день Земли)

• Профессиональные праздники (например, День воспитателя)

• Праздники, акцентирующие внимание на нравственных ценностях (например, Международный день друзей)

Помимо игры и праздников, важную роль играют практические проблемные ситуации, позволяющие детям учиться решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций.

Алгоритм организации практической проблемной ситуации:

1. Вовлечение: Заинтересовать детей проблемой, представив ее эмоционально и наглядно.

2. Сопереживание: Побудить детей к сопереживанию участникам ситуации, пониманию их чувств.

3. Поиск решений: Стимулировать поиск возможных вариантов решения, обсудить все предложения и найти общее решение.

4. Действие: Включить детей в практическое действие: проявление заботы, утешение, помощь в разрешении конфликта.

5. Удовлетворение: Помочь детям почувствовать удовлетворение от успешно разрешенной проблемы и порадоваться вместе с ними.

Еще одним интересным инструментом является портфолио дошкольника, создающее условия для раскрытия внутреннего мира ребенка и формирования навыков сотрудничества.

Виды портфолио:

• Электронное портфолио

• Портфолио-раскраска

• Печатное портфолио

Рубрики портфолио (примеры):

• "Познакомьтесь со мной" (информация о ребенке)

• "Я расту" (рост, вес, умения)

• "Мир вокруг нас" (фотографии путешествий, рисунки)

• "Золотые ручки" (работы, сделанные своими руками)

• "Расскажи обо мне" (отзывы родителей, воспитателей, друзей)

• "Размышления вслух" (высказывания ребенка)

• "О чем я мечтаю" (рисунки и рассказы о мечтах)

• "Мои достижения" (грамоты, благодарности)

• "Моя семья" (фотографии ирассказы о членах семьи)

• "Мои друзья" (фотографии и рассказы о друзьях)

Для приобщения детей к детской субкультуре можно использовать различные формы организации работы:

1. Выставки: Создание условий для самовыражения и осознания себя частью сообщества.

2. Коллекционирование: Развитие интересов и навыков сотрудничества.

3. Презентации: Выражение общих интересов группы и накопление опыта взаимодействия.

4. Игровые проекты: Обогащение социокультурного опыта и освоение социальных ролей.

Таким образом, комплексное использование различных методов и форм работы позволяет эффективно формировать у дошкольников необходимые социально-коммуникативные навыки, способствуя их гармоничному развитию и успешной адаптации к окружающему миру.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте: - М., 1956. - С. 432 - 433.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Изд. 2-е, М., 1957.

3. Марков, Т. А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада - М. : Просвещение, 1992. - 128 с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.

5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

6. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

7. Усова, А. В. О воспитании: значение его идей в наши дни: К. Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. — Челябинск, 2000 г.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников: методы и подходы в ДОУ
Опубликовано: 13 марта 2025 в 10:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников: методы и подходы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пасунько (УИ 3362346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД