Светлана Пасунько
Социально-коммуникативное развитие дошкольников: методы и подходы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста – это актуальная задача, продиктованная социальным заказом общества. Развитые навыки общения и взаимодействия помогают ребенку успешно адаптироваться к обучению в школе и осваивать программу. Именно в коллективе детского сада, первом "обществе" для малыша, закладывается фундамент его личности, определяющий отношение к миру, поведение и самоощущение среди других людей.
В современном мире, где дети часто проводят время за экранами гаджетов, живое общение становится особенно ценным. Умение общаться – необходимое условие для гармоничного развития ребенка. Недостаток речевых навыков может приводить к агрессии, когда ребенок не способен выразить свои мысли и чувства словами.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре, естественной и увлекательной для детей, происходит интенсивное социально-коммуникативное, психическое и эмоциональное развитие. Игра позволяет ребенку примерить на себя различные социальные роли, участвовать в воображаемых ситуациях, воспроизводящих быт взрослых (игра в магазин, доктора, семью и т. д.). В игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции, поддерживать друг друга, создавая свою модель мира.
Разнообразие игровых форм:
• Сюжетно-ролевые игры
• Театрализованные игры
• Режиссерские игры
• Игры с моделированием ситуаций
• Игры-этюды
• Игры-путешествия и др.
Праздники также являются важной формой социализации дошкольников. В атмосфере радости и удовольствия дети осваивают знания о социальных ценностях и культурных нормах. Участие в праздниках снижает излишнюю дидактичность образовательного процесса, способствуя более непринужденному усвоению материала.
Примеры праздников, значимых для социально-коммуникативного развития:
• Праздники, формирующие чувство личностной принадлежности (например, День защиты детей)
• Праздники, подчеркивающие гендерную принадлежность (например, Международный женский день, День защитника Отечества)
• Праздники, посвященные семейной принадлежности (например, Международный день семьи)
• Праздники, формирующие чувство гражданской принадлежности (например, День России)
• Праздники, посвященные принадлежности к мировому сообществу (например, Международный день Земли)
• Профессиональные праздники (например, День воспитателя)
• Праздники, акцентирующие внимание на нравственных ценностях (например, Международный день друзей)
Помимо игры и праздников, важную роль играют практические проблемные ситуации, позволяющие детям учиться решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций.
Алгоритм организации практической проблемной ситуации:
1. Вовлечение: Заинтересовать детей проблемой, представив ее эмоционально и наглядно.
2. Сопереживание: Побудить детей к сопереживанию участникам ситуации, пониманию их чувств.
3. Поиск решений: Стимулировать поиск возможных вариантов решения, обсудить все предложения и найти общее решение.
4. Действие: Включить детей в практическое действие: проявление заботы, утешение, помощь в разрешении конфликта.
5. Удовлетворение: Помочь детям почувствовать удовлетворение от успешно разрешенной проблемы и порадоваться вместе с ними.
Еще одним интересным инструментом является портфолио дошкольника, создающее условия для раскрытия внутреннего мира ребенка и формирования навыков сотрудничества.
Виды портфолио:
• Электронное портфолио
• Портфолио-раскраска
• Печатное портфолио
Рубрики портфолио (примеры):
• "Познакомьтесь со мной" (информация о ребенке)
• "Я расту" (рост, вес, умения)
• "Мир вокруг нас" (фотографии путешествий, рисунки)
• "Золотые ручки" (работы, сделанные своими руками)
• "Расскажи обо мне" (отзывы родителей, воспитателей, друзей)
• "Размышления вслух" (высказывания ребенка)
• "О чем я мечтаю" (рисунки и рассказы о мечтах)
• "Мои достижения" (грамоты, благодарности)
• "Моя семья" (фотографии ирассказы о членах семьи)
• "Мои друзья" (фотографии и рассказы о друзьях)
Для приобщения детей к детской субкультуре можно использовать различные формы организации работы:
1. Выставки: Создание условий для самовыражения и осознания себя частью сообщества.
2. Коллекционирование: Развитие интересов и навыков сотрудничества.
3. Презентации: Выражение общих интересов группы и накопление опыта взаимодействия.
4. Игровые проекты: Обогащение социокультурного опыта и освоение социальных ролей.
Таким образом, комплексное использование различных методов и форм работы позволяет эффективно формировать у дошкольников необходимые социально-коммуникативные навыки, способствуя их гармоничному развитию и успешной адаптации к окружающему миру.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте: - М., 1956. - С. 432 - 433.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Изд. 2-е, М., 1957.
3. Марков, Т. А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада - М. : Просвещение, 1992. - 128 с.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
6. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
7. Усова, А. В. О воспитании: значение его идей в наши дни: К. Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. — Челябинск, 2000 г.