Ульяна Николаевна Сизова
Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц и артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель Артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Публикация «Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок.
Дыхательная гимнастика
Цель дыхательной гимнастики - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре профилактики с детьми, младшего дошкольного возраста. Особенно важную роль дыхательная гимнастика играет при профилактике и коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.
Методика выполнения дыхательных упражнений
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу.
Методика выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Будьте внимательны к самочувствию ребенка!
Если Вы заметили, что его дыхание учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3 раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра.
Примеры дыхательных упражнений
«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается дуть.
«Хомячок.»
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Так же как и артикуляционную гимнастику, данные упражнения можно сопровождать иллюстрациями.
«Бабочка» (снежинки, листики)
Предложите ребенку помочь бабочке (пчелке и т. п.) полететь.
Подвесьте на ниточку картинку с изображением) из легкой бумаги или фигурку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть через нос и потихоньку выдыхать через рот (губы сложены в трубочку, так чтобы фигурка сначала потихоньку полетела, затем сильнее, а затем резко поднялась вверх.
Следите за тем, чтобы щеки ребенка не надувались.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Пальчиковые игры. Методика их проведения. [/u]
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики
Игра с прищепками
Для этой игры понадобятся, обычные бельевые прищепки и фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). Прикрепить прищепки по периметру фигурки.
Игра «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
Игра «Пуговки»
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Игра «Карандашик»
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Игра «Шнуровка»
Шнурки продеваются через отверстия в игрушке. Шнуровки могут быть разные. (Дерево, цветочки и т. д)
Счетные палочки
Выкладывание фигурок из счетных палочек.
Игра «Золушка»
Насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка брать их большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Соленое тесто и крупа
Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.