Ольга Рогожина
Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной коррекционно-образовательной деят.
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь логопеду
В педагогической литературе, посвящённой коррекции речевых нарушений, отмечается, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребёнка сохранного физиологического слуха, подготовленной артикуляции, а также умения слышать и различать звуки.
Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.
Публикация «Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной коррекционно-образовательной деят,» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Р. Е Левина [2],Г. В. Чиркина [4] в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением.
Развитие фонематического восприятия проходит несколько стадий:1)дофонетическая - полное отсутствие дифференциации звуков речи; 2)начальный этап овладения восприятием фонем : различаются наиболее контрастные фонемы. Слово воспринимается глобально и опознаётся с опорой на интонационно- ритмические характеристики; 3)дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребёнку доступно различение между правильным и неправильным произношением; 4)правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, сенсорные эталоны в фонематическом восприятии ещё нестабильны; 5)завершение развития фонематического восприятия. Ребёнок слышит и говорит правильно. До этого момента фонематическое развитие ребёнка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения. [1,16]
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализаторов. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении и, благодаря чёткой работе слухового анализатора, замечают и исправляют их.
Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.
В книге «Логопедическая работа в детском саду» Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелёва предлагают начинать исправление недостатков звукопроизношения с развития фонематического восприятия. «Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. В процессе логопедических занятий ребенок должен овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной» [3].
В данной статье предлагаются упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы работы над звуком. На начальном этапе используются игры на различение неречевых и речевых звуков.
Игры на различение неречевых звуков
Для игр потребуются непрозрачные коробочки, наполненные различным сыпучим материалом. Ребёнку предлагаются игры «Найди пару», «Найди нужную коробочку», «Что звучит».
Игры на различение речевых звуков
Задача ребёнка на данном этапе обучения услышать заданный звук и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, из слогов, из слов.
Использование игровых приемов на уровне слога, слова.
Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами.
сапоги- санки — санки - сапоги
сок-сом —сом-сок
суп-сумка —сумка-суп
Игра «Какое слово добавилось?» Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что к ним добавится третье. Задача ребёнка - запомнить и назвать это слово
вкус-укус—вкус-укус-кокос
квас-ананас—компас- квас- ананас
овёс-насос—овёс- пёс- насос
Игра «Какого слова не стало?» Логопед называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово.
весы-осы- носы—осы- носы
косы- носок - бусы—косы- носок
гусак-посуда – насыпь — гусак - насыпь
Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое.
спать- стоять-скакать
стоять- скакать- таскать
скакать- таскать- искать
Игру можно усложнить, используя цепочку из четырёх-пяти слов.
Использование игровых приемов на уровне словосочетаний.
Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка- воспроизвести цепочку словосочетаний.
Вкусный сок - усатый сом
Усатый сом - сонный гном
Сонный гном- сундук со сказками
Использование игровых приемов на уровне предложения
Игра «У соседа в сундуке» Задача ребёнка- каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком «с».
Например: У соседа в сундуке ананас.
У соседа в сундуке ананас и кокос.
У соседа в сундуке ананас, кокос и компас.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. -СПб. ИД «МиМ»,1997.
2. Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи// Основы теории и практики логопедии. – М, 1968.
3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М. Просвещение,1987.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М, 1991.