Aлёна Вячеславна Чичканова
Конспект ОД по ФЭМП «В поисках клада гнома Эконома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко»
города Котовска Тамбовской области
Конспект
организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Воспитатель – Чичканова Алёна Вячеславна
2022год.
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП „В поисках клада гнома Эконома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема недели: Труд кормит, а лень портит.
Название образовательной ситуации: В поисках клада гнома Эконома.
Программные задачи:
По формированию культуры личности.
Способствовать развитию представлений детей о деньгах как мере стоимости, видах денег в настоящее время в нашей стране, о том, что основным источником денег является труд.
По формированию способностей.
Совершенствовать умение определять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше, пользоваться знаками: «=» (равно, «» (неравно, «>» (больше, «<» (меньше);
Содействовать развитию способности к решению несложных задач на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и знаками «+», «—», «=»;
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя план – карту.
По формированию детского коллектива.
Способствовать развитию единого темп и ритма в процессе общей групповой работы, умению согласовывать действия и сопровождающую их речь;
Форма организации образовательной деятельности: подгруппа детей (10-12чел., приключенческая игра - квест
Оборудование и материалы:
- элементы детских пиратских костюмов;
- картинка или игрушка с изображением гнома Эконома, план - карта, записка;
- конверты, коробочки, шкатулки с текстами заданий;
- интерактивная доска, ЭОР «Больше, меньше, дороже, дешевле».
- карточка «Что лишнее?», книжка-гармошка, плакат с пословицами, карточки на решение арифметических задач, карточки на определение отношений между числами, простые карандаши или ручки;
- шкатулка с «кладом» : книга (и) «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елены Ульевой и (или) «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» авторы Анна Воронина, Татьяна Воронина, Татьяна Попова, шоколадные монетки, копилка для денег.
Предшествующая деятельность:
- беседы с детьми «Что нужно знать про деньги», «Мала пчёлка, да и та работает», «Без труда нет добра»?
- просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Мы купили в магазине…»;
- чтение сказки Грекова Т. В. «Приключение монетки»;
- обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о труде и деньгах.
Подготовка к занятию:
- подготовить материал и оборудование, разместить в помещениях группы.
Сценарий образовательной ситуации
Воспитатель. (По договорённости с детьми предлагает надеть элементы пиратского костюма, например, на голову - бандану, треуголку или монмутскую шапку, на шею платок, на талию пояс, на руки перчатки, представляет их детям)
Танюшка и Мишутка
Найти решили клад.
С утра они сегодня
Пиратка и пират.
Он где-то тут, в квартире,
Припрятан до поры,
И нету в целом мире
Заманчивей игры.
Поиграем? Знаете, что такое клад? (выслушивает ответы детей, уточняет их ответы). Дети, оказывается гном Эконом, помните его (размещает его «портрет» на доске, где-то здесь в помещении нашей группы спрятал клад. Придя утром на работу, я нашла на своём столе вот этот план (показывает, больше похожий на карту и записку. Читаем? (получив согласие детей, читает) :
«Чтобы клад найти, надо путь пройти. Задания выполняй, подсказки к плану получай»
С чего начнём, дети? Какие есть мысли, идеи, соображения? (выслушивает ответы детей, конкретизирует, развивает их, объединяет и делает общий вывод)
Воспитатель. Вы правы, дети, сначала надо внимательно рассмотреть план – карту. Давайте встанем так, чтобы всем было видно (размещает план – карту на мольберте). Поняли, что изображено на этом плане? Да, Варя, это план помещений нашей группы. Может ли он помочь нам в поисках клада? Как? Показывает ли план начало пути? (рассматривают план, рассуждают, как можно им воспользоваться).
Дети, Матвей у нас самый внимательный, он обратил внимание, что на фигурке обозначающей фортепьяно нарисована звёздочка. И что это значит? Проверим? (подходят к фортепьяно, рассматривают его, находят на нём конверт со звёздочкой, открывают, находят карточку)
Воспитатель. Дети, действительно, первое задание от гнома Эконома. И что нам надо сделать? Варя, подними карточку повыше, чтобы было видно всем
(на карточке изображены 100 рублей купюрой, 5 рублей монетой, банковская карта «Мир», 1 доллар купюрой, кошелёк). Правильно, дети, надо определить, что здесь лишнее. Какие будут соображения? Лера, почему ты считаешь, что лишний доллар? (выслушивает ответ ребёнка). Кто думает по- другому? Андрей уверен, что лишним здесь является кошелёк. Почему Андрей? Объясни. Дети, как полагаете, кто прав Андрей или Лера? Почему? (выслушивает ответы детей). Конечно, прав Андрей. Кошельком за товар расплатиться нельзя, а долларом можно, предварительно обменяв на рубли. Что можно купить за 1 рубль, 10 рублей, 100 рублей? 500рублей?
Воспитатель. Гном Эконом обещал нам подсказки (вертит в руках план – карту и карточку с заданием, рассматривает). Здесь я ничего не вижу, а вы? Дети, посмотрите в конверте, может подсказка там (достают записку, читают). «Встать спиной к доске, идти вперёд, переступить через порожек, сделать 2 шага, повернуться налево, найти книжку – гармошку с изображением 2х копеек». (Дети и воспитатель выполняют предложенные действия, оказываются в приёмной - раздевальной комнате, находят книжку)
Воспитатель. Какая необычная книжка, одни вопросы. Я думаю, мы знаем ответы на них.
- Что такое деньги?
- Откуда они берутся?
- Как деньги попадают в дом?
- Как они уходят из дома?
- Как нужно тратить деньги?
(воспитатель выслушивает детей, помогает им правильно формулировать мысли, детализирует их ответы)
Воспитатель. Дети, как думаете, справились мы с заданием? Почему вы так считаете? Я тоже считаю, что мы правильно на все вопросы ответили. Где же обещанная подсказка? (рассматривают книжку со всех сторон) Что может послужить подсказкой? Я тоже ничего не вижу. А давайте на плане посмотрим (рассматривают план - карту). Есть, какие то предположения, догадки?
(в случае, если дети не увидели, не поняли, не догадались, воспитатель обращает их внимание)
Воспитатель. Дети, мы сколько заданий выполнили? Правильно, два. Первое задание как было отмечено? Да, звёздочкой, одной. А второе задание? Правильно, книжка была помечена монетками. Сколько их было? Правильно, две. А сейчас какое задание нам предстоит выполнить? Третье, конечно. Что нам на плане нужно искать? Молодец, Максим, догадался. Здесь есть цифра 3. Что на плане отмечено цифрой 3? Книжная полка? Полка у нас где находится? Да, в групповой. Скорее всего, там нас третье задание и ждёт. Проверим?
(заходят в групповую комнату, находят коробку с карточками на решение задач и записку с заданием, читают). «Составить задачу по картинке и записать её решение цифрами и знаками в клеточках ниже». Дети, возьмите по одной карточке и сядьте за стол, так будет удобнее (в процессе выполнения детьми задания, воспитатель, используя вопросы, указания, пояснения, помогает детям осмыслить изображённое на рисунке, составить условие задачи, поставить вопрос, сформулировать арифметическое действие и др.).
Воспитатель. Дети, а здесь подсказка очень необычная (показывает обратную сторону записки с заданием - загадки). Пробуем отгадать.
Без начала и конца
Стелется дорожка.
Можем мы бежать по ней,
А можем и пройти немножко.
(беговая дорожка) Я верхом на нём сижу,
Я кручу педали.
Только с места, вот беда,
Тронусь я едва ли.
(велотренажёр)
Он похож на солнышко,
На него вставай.
Повороты делая,
мышцы укрепляй.
(диск «Здоровье»)
(читает сначала одну загадку, если дети отгадывают, то сразу идут за следующим заданием, в ином случае читает следующие).
Молодцы, дети, быстро догадались. Это про нашу комнату со спортивными тренажёрами. Какое задание нас там нас ожидает? (проходят в помещение, где на одной из стен висит плакат с пословицами и поговорками о труде и деньгах, читают и обсуждают, чему учит или от чего предостерегает та или иная пословица)
Труд человека кормит, а лень портит
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Без труда нет плода
Кто не работает, тот не ест.
Землю красит солнце, а человека труд
Деньги не то, что заработано, а то что с умом потрачено
Деньги - как скворцы: сегодня прилетели, покружились, а завтра улетели.
Деньги счёт любят. Хлебу мера, а деньгам счёт.
Без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Здоровье дороже денег.
Копейка рубль бережёт
Воспитатель. Дети, как думаете, вот эти значки на плакате (указывает на изображение доски, карточки на сравнение множеств) что означают? Я тоже думаю, что это гном Эконома предлагает следующее задание выполнить в нашей учебной зоне. Проверим, правильно ли мы догадались? (подходят к доске, воспитатель снимает с доски записку с заданием, читает).
«Девочкам посчитать на карточках группы предметов, определить равны они или не равны и отметить в кружочке с помощью знаков, указанных ниже. Мальчики работают на доске. Надо переместить предметы или группы предметов в таблицу, ориентируясь на знак в центральной клеточке каждой строки, объяснить свои действия». (воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости напоминает правила общегрупповой работы, помогает детям правильно выстраивать речь-объяснение, речь-доказательство)
Воспитатель. Дети, и это задание мы выпонили. Я ожидала, что подсказка на доске появится. Но …нет. Что дальше делать будем? Конечно, Вика, план -карту смотреть. Что нам ещё остаётся? (рассматривают план). А вот эта кривая линия (показывает) что означает? Как думаете? Показывает, куда дальше идти? И куда же? В спальню? Да, там мы ещё не были. Пойдёмте посмотрим.
(воспитатель и дети заходят в спальню, осматриваются). Дети, точной подсказки у нас нет, значит, ищем то, чего никогда не было у нас в спальне, совсем незнакомую вещь. (на поддоконнике за шторой дети находят шкатулку в форме сундучка, открывают расссматривают содержимое)
Воспитатель. Удивлены? Как думаете, почему гном Эконом посчитал эти вещи кладом? (выслушивает предположени, рассуждения детей). Да, дети, с древних времён люди считали и считают, что «Книга –величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний». Эти книги научат нас правильно обращаться с деньгами. Ну, а копилка, поможет нам накопить денег и купить малышам, которые придут в группу после вас интересную игрушку в подарок. Шоколадные монетки – это сладкий сюрприз для вас. Спасибо гному Эконому.
Информационные источники:
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз ступенька, два ступенька, Практический курс математики для дошкольников, 2016.
Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России. Министерство образования и науки РФ.
Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Занимательные финансы. Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. : ВИТА-Пресс, 2019.
Тарунтаева Т. В., Алиева Т. И. Развитие математических представлений у дошкольников. М. : Сфера.
Шатова А. Д., Аксёнова Ю. А., Кириллов И. Л. и др. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России. Министерство образования и науки РФ.