Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах помогают родителям спланировать день ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Для гармоничного развития детям важно проводить дни насыщенно и разнообразно. Планируя занятия для ребят с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать различные факторы. Специалисты особого семейного центра им. Г. И. Россолимо рассказывают, как организовать свободное время, чтобы провести его интересно и с пользой.
Важно соблюдать главные режимные моменты, к которым ребенок привык: время сна и питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. «Особые дети зачастую быстро привыкают к последовательности и повторяемости определенных действий и ритуалов. И любое изменение может спровоцировать хаос в сознании. Наша цель – создать целостную, упорядоченную картину мира, потому придерживаться режима просто необходимо», – поясняет воспитатель Людмила Кошлакова.
Публикация «В особых семейных центрах помогают родителям спланировать день ребенка» размещена в разделах
- День защиты детей. 1 июня
- День ребенка, 20 ноября
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Чтобы правильно спланировать режим дня необходимо перенести его на бумагу или вести в электронном виде. Для детей лучше всего составить расписание, используя карточки альтернативной коммуникации. Ребенку будет легче ориентироваться в распорядке дня, что снизит тревожность.
Из чего состоит день особого ребенка?
Особое значение в летний период имеют прогулки на свежем воздухе. Хорошая погода и разнообразие природы вокруг позволяют превратить их в настоящие познавательно-развивающие занятия. Гуляя в парке, закрепляйте с ребенком цвета, формы и величины: небо голубое, трава и листья зелёные; деревья высокие, кусты низкие; дорога широкая, а тропинка узкая; есть стволы деревьев толстые, а есть совсем тонкие.
Также можно развивать и тактильное восприятие. Давайте ребенку возможность потрогать гладкие листья березы или аккуратно прикоснуться к иголочкам хвойных деревьев. Обязательно покажите желуди, шишки, прикоснитесь к воде, дайте попробовать на вкус ягоды. На даче или в деревне стоит чаще ходить по траве или песку босиком.
«В летний период расширяется диапазон подвижных игр, которые можно проводить на свежем воздухе. Каждому ребенку можно подобрать именно ту, которая ему доступна. Догонялки, активности с мячом или ракетками развивают крупную моторику и пространственное восприятие, а спокойные игры с песком – тактильное восприятие, мелкую моторику и воображение», – говорит учитель-дефектолог Ирина Гусева.
Планируя день ребенка, не нужно стараться занять его всем и сразу. Информация должна быть дозированной, на одну тему и с дальнейшим закреплением. Так она запомнится быстрее.
Восьмилетний Антон очень любит смотреть мультфильмы. Чтобы этот процесс приносил пользу, специалисты порекомендовали маме включать их в режим ребенка, но только в первой половине дня.
«Не рекомендуется просматривать мультики перед сном, так как это может привести к эмоциональному перенасыщению и расторможенности. Продолжительные по времени картины стоит разбить на небольшие части», – отмечает Ирина Гусева.
При выборе фильма нужно руководствоваться его пользой, выбирать развивающие сюжеты и, конечно, просматривать их вместе. После увиденного обязательно обсудить сюжет и главную мысль. А чтобы закрепить полученные знания, попробовать нарисовать или раскрасить героев, воспроизвести на бумаге все, что ребенку запомнилось. После мультфильма Антон с удовольствием не только рисовал, но и лепил из пластилина запомнившихся ему животных и предметы.
Кроме того, полезно проводить время у детского бассейна или настоящего водоёма. В воде хорошо развивается крупная и мелкая моторика, тактильное восприятие, ощущение самого себя в пространстве.
Также можно с ребенком заняться выращиванием растений. Показывать, как рыхлить землю, сажать семена, наблюдать за ростом, ухаживать и поливать. Если нет дачи, можно с лёгкостью устроить огород на подоконнике. Такое занятие развивает у детей внимание, память, тактильное и зрительное восприятие. Ребята под руководством взрослого учатся брать на себя ответственность и доводить дело до конца.
«Не стоит бояться делегировать прогулку или режимные моменты другим членам семьи. С ребенком прекрасно погуляет в парке бабушка или тетя, пока родители занимаются своими делами», – добавляет Людмила Кошлакова.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.