Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах игротерапия помогает развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Во время игры ребенок получает полезные коммуникативные навыки, учится понимать связь между поступком и результатом. Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» рассказали, как игротерапия помогает особым детям формировать необходимые для комфортной жизни умения и качества.
Публикация «В особых семейных центрах игротерапия помогает развитию детей» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Установить эмоциональный контакт с ребенком, помочь ему снять напряжение, развить память, внимание, восприятие – во всем этом помогают игры. В процессе ребята исследуют окружающий мир и формируют навыки, необходимые для жизни в обществе.
«В работе с детьми используем игры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка: обогащаем сенсорный опыт, развиваем эмоциональную сферу, двигательные навыки», – рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Светлана Терешкина.
Особый семейный центр «Роза ветров» посещает Дима. У мальчика слабо развиты тонкая и общая моторика. Специалисты подобрали для ребенка игровые упражнения, опираясь на его эмоциональную сферу, способность к подражанию, любовь к музыке. Было важно, чтобы занятия приносили и удовольствие, и пользу.
Дима с радостью принимал участие в пальчиковых играх с музыкальным сопровождением и в упражнениях с различными предметами, например, мелкими фигурами с разными текстурами. Помимо моторики в процессе игры развиваются тактильное восприятие, координация и точность движений, обогащается сенсорная сфера.
Спустя время специалисты и родители Димы заметили прогресс. У мальчика значительно улучшилась координация движений, благодаря чему он стал более самостоятельным и независимым. Педагог отмечает заинтересованность ребенка в музыкально-ритмических играх. У него поменялось и эмоциональное состояние. Дима начал чаще улыбается, легче идет на контакт со взрослыми и детьми.
Родители тоже участвуют в занятиях с ребенком, помогают, если это необходимо. Играя, мальчик осознает себя и изучает окружающих его людей и предметы, а также устанавливает связи между ними и собой.
«Важность игр заключается в том, что они вызывают эмоциональную реакцию. Это способствует более активному усвоению информации. Ребенок познает мир: слушает, смотрит, трогает и даже пробует на вкус», – отмечает педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Кристина Горбачева.
В процессе игры ребенок осваивает различные навыки и умения. Он учится общаться со взрослыми или другими ребятами, сотрудничать с ними. Дети проявляют эмоции и тренируются управлять ими, приобретают полезный опыт. «Игра помогает ребенку слушать и слышать других людей, а также воспринимать и понимать информацию. Дети могут выражать свои мысли и чувства, как словами, так и пользуясь невербальными способами общения», – рассказывает специалист.
У Саши были проблемы с налаживанием контакта с окружающими детьми, он был замкнут. Мальчика всегда увлекал процесс сборки конструктора, поэтому специалист решила воспользоваться этим интересом и предложила ему простую игру «Строительство по инструкции».
Участвует двое ребят. Одному из них дают конструктор, а другому – инструкцию с описанием процесса сборки. Детям необходимо работать в паре и сотрудничать, чтобы успешно выполнить задание. Во время такой игры они учатся работать в команде друг с другом, обсуждать следующий шаг, выражать свои мысли и идеи, слушать и принимать мнение партнера.
Специалисты отмечают, что правильно подобранная игра помогает ребенку приобрести определенные навыки в общении, усвоить социальные нормы поведения. Вот и Саше удалось развить свои коммуникативные навыки. Со временем он стал сам выходить на контакт с другими детьми.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.