Папки-передвижки

Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

алена кириллова
Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка занятия

по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В мире эмоций

Разработала: педагог – психолог

Кириллова Алена Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад №18 «Светлячок»

г. Новочебоксарск – 2013

Публикация «Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста „В мире эмоций“» размещена в разделах

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными эмоциями со второй младшей группы. И это дает возможность нашим детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволит негативным эмоциям руководить словами, мыслями, поступками и чувствами. Обучая детей эмоциональной грамотности, мы тем самым формируем психологическое здоровье личности ребенка.

Тема занятия : «В мире эмоций

Цель: расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций.

Основные задачи занятия :

Образовательные:

1. Актиизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.

2. Закрепить знания об эмоциональных состояниях.

Диагностические:

1. Исследовать психоэмоциональное состояние детей.

Развивающие :

1. Развивать умения передавать эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость и интерес).

2. Учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией, расширять эмоциональные представления детей.

3. Развивать умения детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы.

4. Формировать навыки эмоциональной разрядки.

5. Развивать творческое воображение, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей способность к сопереживанию.

2. Воспитывать у детей интерес к самим себе, чувство принадлежности к группе.

Основные методы обучения

Занятие строится в доступной и интересной для детей форме. Используются:

1) Креативная визуализация

2) Цветотерапия

3) Включение познавательного компонента занятия - беседа

4) Игры и упражнения, направленные на расширение эмоциональных представлений.

Структура занятия :

Этап Назначение Содержание этапа

1. Приветствие Создать атмосферу группового доверия и принятия.

Коллективное упражнение, направленное на сплочение группы.

2. Разминка Настройка на продуктивную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в сказку.

3. Основная часть Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новый опыт.

4. Заключение. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей.

Этот этап является не менее важным, чем основной, т. к. наибольший терапевтический эффект оказывает именно процесс проговаривания своих чувств и отражение в сознании ребенка положительных эмоций и нового позитивного опыта. Ритуал «выхода» из занятия.

Методические рекомендации:

Занятие адресовано детям старшего дошкольного возраста (при нормальном интеллектуальном развитии) и может адаптирована для детей с проблемами развития путем сокращения списка чувств и упрощения заданий. Занятие строится с опорой на ведущую деятельность – игру, предоставляет возможность развития внеситуативно – познавательного общения. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Количество детей в группе 6 - 8. Рекомендованная продолжительность занятия - 30 минут. Занятие проводится в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Данное занятие позволяет провести диагностику. Сравнивая результаты (первичной диагностики и повторной, после проведения циклов занятий, мы сможем определить эффективность нашей работы. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

- На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков (упражнение «Домики настроения»).

- На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

- На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека (упражнение «Карта страны чувств»). Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизирует ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеческую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Предварительная работа: в детском саду система работы по эмоциональному развитию рассчитана на четыре года: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. Занятия проводятся один раз в неделю. Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться.

Оборудование: Магнитофон и аудиозапись из передачи «В гостях у сказки», ноутбук или мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Демонстрационные методические материалы – изображения эмоций (Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес).

Раздаточные материалы по числу детей - бланки для упражнений «Домики настроения», «Карта страны чувств», восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный, карточки для упражнения «Третий лишний»

Игрушка – мяч, фигурка королевы Эмоции.

Ход занятия:

1. Приветствие. Упражнение «Доброе тепло».

Звучит аудиозапись из передачи «В гостях у сказки»

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, понадобятся только ваше желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами — наш внутренний мир.

- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте свое тепло легким сжатием руки друг другу сначала по часовой стрелке, затем — в противоположном направлении. Дети выполняют упражнение.

2. Ритуал вхождения в сказку.

- А теперь пора создать сказочное пространство. Сегодня оказаться в сказке нам поможет волшебная чашка. Она не видна, потому что существует только в вашем воображении. Поставьте перед собой волшебную чашку. Она волшебная, потому что по нашему желанию она сама наполняется чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебной водой. Эта вода наполнит вас волшебной силой, даст вам заряд творчества, здоровья и бодрости. Поднесите чашку к губам. Сделайте глоток этой необычно освежающей воды. Почувствуйте, как целительная водичка растекается по вашему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку волшебной воды. Волшебная водичка дошла до каждой клеточки вашего тела. Теперь вы можете поставить чашку. Волшебная сила воды перенесла вас в мир сказки.

3. Упражнение «Домики настроения» Приложение 1

- Вот мы с вами и в волшебной стране. Правит этой страной королева Эмоция (психолог достает фигурку королевы и показывает детям, пуская ее по кругу, и живут в стране чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес ( Презентация: слайды 2-10). Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то синем, кто – то в черном, кто – то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но вот случилась беда. На страну налетел страшный ураган ( Презентация: слайд 11). Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда краску унес ветер.

Каждый из вас в волшебной стране превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого волшебника есть какие – то волшебные предметы, верно? И сегодня все вместе тоже создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Здесь целая улица. Но она такая бесцветная, неинтересная. Презентация: слайд 12

Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

В первом домике живет Радость. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы!

Обозначение домиков: Во втором домике мы раскрашиваем Удовольствие, в третьем – Страх, четвертый домик – Вина, в пятом домике – Обида, в шестом – Грусть, в седьмом – Злость, в восьмом – Интерес.

Все слова произносятся с четким интонированием. Если детям непонятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

- Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники!

4. Упражнение «Третий лишний» Приложение 2

- Чувства хотят с вами поиграть и приглашают вас на лужайку. Здесь, ребята, есть пиктограмма и три картинки с эмоциями. Уберите лишнюю картинку, которая не соответствует данной пиктограмме. Раздаются индивидуальные карточки. Детям предлагается внимательно рассмотреть карточку и зачеркнуть лишнюю картинку. Затем дети объясняют свой выбор. После ответа детей происходит демонстрация правильного ответа.

- Пиктограмма «Радость» (слайды 14 -15)

Мальчик радуется снегу.

Буратино нашел золотой ключик.

Девочка упала (грусть).

- Пиктограмма «Страх» (слайды 16 – 17)

Слон катается в машине (удивление).

Девочка стоит у окна и ждет возвращения мамы с папой.

Мальчик пытается уснуть.

-Пиктограмма «Грусть» (слайды 18 – 19)

Девочка разбила вазу (вина).

Мальчик заболел.

На вокзале девочка прощается с бабушкой.

-Пиктограмма «Обида» (слайды 20 – 21)

Мальчик уходит от корабля.

Так много в мире есть чудес (интерес).

Рыбка уплывает.

-Пиктограмма «Злость» (слайды 22 – 23)

Мальчик возвращается из леса (страх).

Два сердитых мальчика поссорились.

Котенок убегает от мальчика.

-Пиктограмма «Удовольствие» (слайды 24 – 25)

Хочу все знать, хоть я и кроха (любопытство).

Девочка с бабушкой выпекают пирожки.

Дети запускают воздушного змея.

-Пиктограмм «Интерес» (слайды 26 – 27)

Девочке не радуют ни игрушки, ни книжки (скука).

Мальчик рассматривает с интересом тетрадь.

Какая интересная книга!

-Пиктограмма «Вина» (слайды 28 – 29)

Какие красивые цветы (удовольствие).

Цветок с горшком на полу.

Мальчик разбил люстру.

– Молодцы! Мы с вами дружно выполнили задание.

5. Упражнение «Загадки – топотушки»

-А сейчас вы затопаете ногами вот так (психолог показывает, если я правильно говорю. Если нет, пусть ваши ноги стоят на месте.

Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.

Бабушки грустят, когда дождик на улице.

Папы боятся, когда сын перебегает дорогу не по правилам.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Дети радуются, когда их толкают.

Дети грустят, если не с кем поиграть.

Папы боятся маленького мышонка.

Дети радуются, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.

Дети грустят, если заболели в день рождения.

-Каждый из вас отгадал, какие события любят наши жители волшебной страны.

6. Беседа «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны»

Чувства можно узнавать!

Чувства можно показать!

Чувством можно управлять!

О чувствах можно рассказать!

- Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружиться друг с другом, а какие навсегда останутся одни? (используются пиктограммы)

- Представляете, какая жизнь настанет в стране, если Радость, Удовольствие и Интерес исчезнут? (Конечно, страна разрушится).

-Бывает ли в нашей жизни так, что мы злимся, обижаемся, грустим и боимся? И что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди?

- На какую страну вам приятнее смотреть: на разрушенную или цветущую? Конечно, гораздо приятнее жить в стране процветающей.

7. Игра «Море волнуется»

- По этой волшебной стране можно свободно передвигаться. По сигналу психолога дети с помощью мимики и позы изображают эмоцию.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Радость (Грусть, Злость, Страх, Обида, Интерес) замри!

8. Упражнение «Карта страны чувств» Приложение 3

- Ребята, а вы знаете, что каждая страна имеет свою территорию и границы. Карты бывают разные – круглые, овальные, в форме головы или сапога, могут замысловато изгибаться и могут быть прямыми (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт). И сейчас я хочу предложить вам создать собственную карту, карту страны Чувств, которая будет в форме человеческого тела (психолог показывает силуэт человека). Презентация: слайд 30

Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только вы, ребята, восстановившиеся страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли нам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Итак, волшебная страна Чувств создана. Чувства прячутся в нас. Мы с Вами получили бесценный опыт радости от совместной работы. Мы берем из волшебной страны все то, что было для нас важным и полезным, все то, что будет помогать нам становиться мудрыми, терпеливыми. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей волшебной страны. Для этого протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из волшебной страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто бы в ладонях появился шар). В наших руках золотистый шар, в котором находится наш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся с детьми совместно с психологом). Затем психолог благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

9. Рефлексия.

Дети, передавая по кругу мяч, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них интересным.

10. Ритуал прощания

- Наша встреча подошла к концу. Каждый раз прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова – заклинания:

«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыться. Мне нравится мечтать, творить и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»

Список литературы:

1. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2002г.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес», Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

4. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

5. Арттерапия для дошкольников. Такие разные дети. Е. В. Свистунова, Е. В. Горбунова, Москва, 2007г.

6. Крылова Т. А., Сумаркова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2011г.

Публикации по теме:

Презентация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Презентацие на тему: "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста" (из опыта воспитателя подготовительной группы.

Областной Креатив — фестивальОбластной Креатив — фестиваль В этом учебном году я принимала участие в V-ом областном Креатив – фестивале педагогов дошкольного и начального образования в номинации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»
Опубликовано: 18 мая 2013 в 09:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем алена кириллова (УИ 35555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД