Наталья Лучихина
Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «В гостях у Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Капелька» МАДОУ «Детский сад №19 «Росинка» воспитатель высшей квалификационной категории Лучихина Наталья Владимировна.
Тема: «В гостях у Незнайки».
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП в средней группе „В гостях у Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формировать элементарные математические представления у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1) Учить детей определять место предмета среди других (который по счету).
2) Учить порядковому счету в пределах 5, указывая на предметы по порядку.
3) Учить понимать, что последнее числительное обозначает общее количество предметов в группе.
4) Учить уравнивать группы предметов путем прибавления одного предмета.
5) Приучать детей пользоваться словами и выражениями столько, сколько, поровну, больше – меньше (по количеству).
6) Учить выстраивать логическую цепочку из блоков Дьенеша по трем признакам – форма, цвет, размер.
Развивающие:
1) Развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой.
2) Развивать аналитическое и логическое мышление.
3) Развивать умения читать карточки – символы по блокам Дьенеша.
4) Развивать умение согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся, запоминать число предметов.
5) Развивать умение определять право, лево.
6) Приучать детей выслушивать задания до конца.
Воспитательные:
1) Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать друг другу.
2) Воспитывать у детей на занятии самостоятельность, уверенность в себе.
3) Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: Картинки для магнитной доски: изображения трех городов – Цветочного, Солнечного, Земляного; домики из Цветочного города, малыши – коротышки: Незнайка, Тюбик, Винтик, Шпунтик, Стекляшкин, Пилюлькин; раздаточный материал: яблоки и груши, цифры 4 и 5, карточки для выкладывания счетного материала; карточки с машинами; карточки для воспитателя (правильный ряд яблок, груш, машина, составленная из блоков Дьенеша).
Предварительная работа: обучение количественному и порядковому счету в пределах 5; знакомство с геометрическими фигурами; знакомство с блоками Дьенеша; дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой по счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Найди пару».
Методические приемы:
Сюрпризный момент, игровая ситуация, худ. слово, поощрение, инд. работа, вопросы, указания, анализ и итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. И нашим гостям тоже улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте – ка загадку про Цветочный город.
В какой город мы отправимся с вами в путешествие?
Дети: Мы отправимся в Цветочный город
Воспитатель: Раз, два, три вокруг себя повернись и в цветочном городе очутись. Ребята, давайте посмотрим на карту. В какую сторону нам надо пойти, чтобы очутиться в Цветочном городе?
Дети: Надо пойти налево.
Дети с воспитателем поворачивают налево и оказываются в цветочном городе.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в Цветочном городе, где живут коротышки. Загадка про Незнайку.
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Правильно, Незнайка! Но почему – то он грустный! Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Незнайка грустный потому, что все малыши и малышки смеются над ним. Как вы думаете, почему они над ним смеются?
Дети: Потому, что он ничего не знает.
Воспитатель: Правильно! А что мы можем для Незнайки сделать?
Дети: Мы можем помочь ему научиться считать.
Воспитатель: Незнайка говорит, что надо посчитать малышей – коротышей по порядку. Он не умеет этого делать. Посмотрите на доску. Как зовут малышей - коротышей, которые изображены на доске.
Дети: Тюбик, Винтик, Шпунтик, Стекляшкин, Пилюлькин.
Давайте посчитаем. Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
Дети считают.
Воспитатель: Сколько малышей?
Дети: Малышей пять.
Воспитатель: Который по счету Тюбик?
Дети: Первый.
Воспитатель: Который по счету Винтик?
Дети: Второй.
Воспитатель: Который по счету Шпунтик?
Дети: Третий.
Воспитатель: Который по счету Стекляшкин?
Дети: Четвертый.
Воспитатель: Который по счету Пилюлькин?
Дети: Пятый.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Какого не стало?».
Вы отворачиваетесь. Я убираю одного малыша. Вы должны сказать, какого не стало?
Дети выполняют задание 2 раза. Можно усложнить и поменять местами малышей - коротышей. Дети должны назвать который по счету теперь стал Стекляшкин, Тюбик и т. д.
Воспитатель: Малыши и малышки в Цветочном городе собирают овощи и фрукты. Но Незнайка говорит, что не хватает машин для перевозки фруктов и овощей. Он не знает, что делать. Как мы можем помочь малышам из Цветочного города?
Дети: Надо построить новые машины для коротышек.
Воспитатель: Правильно! Проходите за столы. Посмотрите у вас на подносах лежат блоки Дьенеша и картинка с машиной. Вы внимательно посмотрите на карточку. На карточке изображены геометрические фигуры. В середине этих фигур нарисованы цветные кляксы и домики разных размеров. На подносе вы должны найти соответствующий блок. Какая первая геометрическая фигура расположена слева на машине? Какого она цвета? Какого он размера?
Дети: Первая геометрическая фигура – это квадрат. Он красного цвета и по размеру большой.
Воспитатель: Ребята, попробуйте дальше сами найти нужные блоки и сложить автомобиль. Потом мы проверим как у вас получилось.
Дети выкладывают автомобили. Сравнивают с образцом.
Давайте посчитаем сколько деталей у машины у нас получилось.
Дети: Одина деталь, две детали, три детали, четыре детали, пять деталей, шесть деталей.
Воспитатель: Давайте назовём все фигуры.
Дети называют форму и цвет блока.
Воспитатель: Ребята! Давайте уберем блоки в тарелочку. Тарелочку отодвинем на край стола. Карточки с машинами отдайте мне.
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились. Незнайка любит играть давайте с ним поиграем.
Физминутка «Незнайка»
Воспитатель: Много уродилось в этом году урожая – яблок и груш, давайте их посчитаем. Присаживаемся за столы. Я вам раздаю следующие карточки. Ребята, посмотрите у вас в тарелочках лежат яблоки и груши, цифры. Выкладывать яблоки и груши будем правой рукой слева на право.
Покажите левую руку и положите ее с одного края карточки. Покажите правую руку. Правой рукой берем вот столько яблок (показывает цифру 4) Сколько яблок надо положить?
Дети: Надо положить четыре яблока.
Воспитатель: На нижнюю полочку слева направо кладем четыре яблока.
Дети выкладывают яблоки.
Рядом в окошечко на нижней полочке выкладываем цифру, которая обозначает, сколько яблок вы положили.
Посмотрите, вы положили также, как и у меня на картинке?
Ребята проверяют, как они положили груши с основной карточкой.
На верхней полочке выкладываем, вот столько груш (воспитатель показывает цифру 5).
Сколько надо положить груш?
Дети: Надо положить пять груш.
Воспитатель: На верхней полочке кладем груши слева на право над яблоками.
Дети выкладывают груши.
На верхней полочке в окошечко положите цифру 5.
Проверьте, вы также, как у меня выложили груши.
Что можно сказать про груши?
Дети: Груш пять.
Воспитатель: Что можно сказать про яблоки?
Дети: Яблок четыре.
Воспитатель: Чего больше?
Дети: Больше груш.
Воспитатель: На сколько груш больше чем яблок?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Чтобы узнать на сколько груш больше, чем яблок, мы берем яблоко и кладем сверху на грушу. Так поступаем со всеми яблоками. Положили?
Дети выполняют.
Воспитатель: Сколько груш осталось без яблок?
Дети: Одна груша.
Воспитатель: На сколько груш больше чем, яблок?
Дети: На один.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы их было поровну, по 5?
Дети: Надо добавить одно яблоко.
Воспитатель: Молодцы! Добавляем одно яблоко.
Дети добавляют одно яблоко.
Воспитатель: Сколько теперь стало яблок?
Дети: Теперь стало пять яблок.
Воспитатель: Посмотрите в окошечко на нижней полочке. Какая цифра у вас лежит?
Дети: В окошечке лежит цифра 4.
Воспитатель: А сколько у нас теперь стало яблок?
Дети: Яблок стало 5.
Воспитатель: Значит, что надо сделать?
Дети: Поменять цифру 4 на цифру 5.
Воспитатель: Проверьте у вас также, как и у меня!
Дети сравнивают свою карточку с карточкой, которая весит на мольберте.
Воспитатель:[/i] Молодцы! Вы справились с этим заданием. Встаем!
Дети встают из – за столов.
Воспитатель: Ребята, у Незнайки есть еще одно задание «Найди лишний предмет».
Воспитатель показывает карточки. Дети должны определить, какой предмет лишний и объяснить почему этот предмет лишний.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли Незнайке. Давайте попрощаемся с Незнайкой. До свидания Незнайка! Нам надо вернуться в группу. Раз, два, три повернись в группе «Капелька» очутись.
Ребята, скажите в каком городе мы побывали?
Кому мы сегодня помогали?
В какой стороне на карте находился Цветочный город?
Какого мы считали по порядку?
Как мы их считали?
Что мы строили из блоков Дьенеша?
Как мы считали детали машины?
Какие фрукты собирали коротышки?
Сколько было с начало яблок, груш?
Что мы сделали, чтобы яблок стало столько же сколько и груш 5?
Какое последнее задание мы выполняли?
Вам понравилось наше занятие? И вы мне понравились. Вы были просто молодцы! Внимательны, активны. Спасибо вам за работу! Попрощаемся с нашими гостями. До свидания!