Ольга Дюпина
Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши. Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у Маши и Миши. Звук и буква «Ш»
подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе /ФФНР/
Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со звуком и буквой «Ш».
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Маши и Миши, Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие тонких движений пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Оборудование:
звуковые схемы, кружочки красные, синие, зеленые, шарики Су-джок, картинки-листы задания по количеству детей, задания с буквой «Ш» по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети заходят в кабинет.
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Повернемся к гостям и поздороваемся.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Сегодня на занятии нас ожидают игры, задания, встречи. Мы отправимся в гости, где познакомимся с новым звуком, но чтобы путешествие удалось, вспомним, чем отличается звук от буквы (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
- на какие две группы делятся звуки (гласные и согласные?
- чем отличаются гласные звуки от согласных? (при произношении гласного воздух не встречает преграду, он поется; согласный звук не тянется, так как при его произношении воздух встречает преграду.)
- У меня на подносе кружочки красные, синие, зеленые. Возьмите себе каждый по одному кружочку и назовите любой звук соответствующий данному символу, объясните, что это за звук. (Те, кто назвал, садятся за столы)
2. Сообщение темы (включить песенку из мультика «Маша и Медведь»)
- Ребята, узнали к кому мы идем в гости? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Правильно, мы сегодня пришли в гости к Маше и Мише.
Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.
– Какие звуки я выделяю в словах Машшша и Мишшша? – Верно, это звук [Ш].
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком Ш и буквой, которая обозначает его на письме.
- Давайте покажем, как произносится звук «Ш». Возьмите в руки зеркала.
- Что делают наши губы? (вытягиваются трубочкой, вытянуты и округлены)
- Что делают наши зубы? (заборчиком с щелью)
- Где находится язык? (наверху)
- Какой он узкий или широкий? (язык широкий, «чашечкой»)
- Как мы произносим звук «Ш» с голосом или без голоса? (глухой)
- Он твердый или мягкий? (всегда твердый)
- Он гласный или согласный? (согласный)
Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружочком.
3. Игры со звуком Ш.
Маша и Миша предлагают нам поиграть со звуком Ш.
«Поймай звук»
- Я буду произносить слова, а вы, если услышите звук Ш хлопните в ладоши : шапка, шорты, санки, кошка, маска, мышка, шея, каска, шлем.
«Повтори за мной» (с мячиком)
- Ловите мяч и повторяйте за мной чистоговорку.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шо-шо-шо – и поёт хорошо.
Шу-шу-шу – поёт песню малышу.
Ши-ши-ши – Маша с Мишей хороши.
«Чемоданы» (определение позиции звука в словах)
Маша и Миша очень любят путешествовать. Поможем им собрать чемоданы.
Разложите картинки по чемоданам: в 1 –звук в начале слова, 2 – звук в середине слова, 3 - звук в конце слова (шапка, мишка, душ, карандаш, мешок, малыш.)
шапка мишка душ
4. Физкультминутка.
5. Игры с буквой Ш.
Давайте станем волшебниками и превратим звук «Ш» в букву «Ш».
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
«На что похожа буква»
- Посмотрите это буква Ш. Из каких элементов она состоит? (из 3 вертикальных коротких палочек и одной горизонтальной длинной палочки).
- Выложите букву Ш из палочек.
- Допишите букву Ш.
6. Работа с кассами и звуковой анализ.
- Откроем кассы и найдем, где живет буква Ш. На верхнюю полоску выложите слово МАША, МИША. Составьте звуковые схемы слов МАША, МИША.
7. Развитие мелкой моторики с использованием «Су-джок» терапии.
- Миша предлагает вам поиграть с колючими мячиками.
Этот Мишка хочет спать,
Этот Мишка прыг в кровать,
Этот Мишка прикорнул,
Этот уж давно уснул,
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Мишек вы не разбудите.
«Разгадай ребус»
- По последним звукам слов отгадайте загаданное слово.
«Веселый поезд» (деление слов на слоги)
Помогите пассажирам, отправится в путешествие, назовите и определите количество слогов в каждом слове, и узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию.
8. Зрительная гимнастика
- Нашим глазкам надо отдохнуть. Следим за предметами.
9. «Составьте предложение»
- В конвертах слова, надо их прочитать и сложить предложение.
Даша нашла шишку.
Маша помогает бабушке.
Мама купает малыша под душем.
Алеша увидел мышку на полу.
10. Итог занятия
Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо сходили в гости. Вы справились со всеми заданиями Маши и Миши.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой буквой мы обозначаем звук Ш?
- Что вам понравилось?
- Что было трудным?
- Ребята вы старались, внимательно слушали, отвечали. Вам медали от Маши и Миши.