Наталья Нестерина
Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» (4-5 лет).
Цель: Развитие представлений детей об устройстве русской избы.
Задачи:
Формировать элементарное представление о быте, традициях русского народа;
Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры;
Закреплять знания детей о культуре русской одежды;
Развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Публикация «Конспект занятия по музейной педагогике „В гостях у Кузи“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня со мной приключилась удивительная история. Утром по дороге на работу, я нашла на тропинке необычный предмет. Вот, посмотрите что это. Вроде бы ложка, но она какая-то не такая как те, которыми мы с вами кушаем обычно.
Ах, какая красота, до чего же хороша.
Ложечка точеная, ручка золоченая.
Вы случайно не знаете, кто ее потерял? Не ваша ли?
Дети: Нет
Воспитатель: А чья же она тогда? Хозяин этой ложечки, наверное, очень расстраивается, она ведь вон какая красивая. Как же нам ее вернуть?
(Ответы детей)
Воспитатель: Придумала! Мы с вами отправимся туда, где живет хозяин этой ложки. Но для этого нужно крепко зажмурить глаза, даже закрыть их руками и ни в коем случае не подглядывать. Готовы? Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
(Играет «волшебная» музыка, воспитатель произносит слова и надевает русский народный сарафан)
Раз, два, три, четыре, пять начинаю колдовать.
Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти
И попробуем для ложки мы хозяина найти.
Интересно, интересно, где мы очутились?
Что с такое вдруг с платьем моим случилось?
Ребята, что это на мне одето?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: А сейчас, в наше время носят такие сарафаны?
Дети: Нет.
Воспитатель: А когда их носили?
Дети: Давно.
Воспитатель: Верно, давным-давно, в прошлом. Значит, мы с вами попали в прошлое, и хозяин нашей ложечки тоже где-то здесь. Давайте посмотрим, может быть, он за этой дверью?
(дверь в русскую избу, на двери вырезанные из бумаги куклы девочка и мальчик и предметы русского народного костюма)
Воспитатель: Закрыто. Что же делать? Я поняла, что бы открыть дверь нам нужно выполнить задание. Давайте оденем Машеньку и Ванечку, а они помогут нам – откроют дверь.
Д/и «Одень Машеньку и Ванечку» (нужно правильно распределить предметы женской и мужской одежды на куклах).
Воспитатель: Мы одели Машеньку? Мы одели Ванечку?
Дети: Да.
Воспитатель: Вам ребята помогли, одели вас. А теперь и вы помогите нам - нам откройте двери.
(заходят в русскую избу)
Воспитатель: Куда, ребята мы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: В избу мы сейчас зайдем и хозяина найдем. Никого не видно. Может быть, он спрятался здесь? (подходит к печке) Что это?
Дети: Печь.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: Готовить кушать.
Воспитатель: А в наше время, на чем готовят?
Дети: На плите.
Воспитатель: А еще для чего нужна печь?
Дети: Греться.
Воспитатель: Верно. крестьяне ласково называли печь «Кормилицей», «матушкой», ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. А от жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую холодную зиму.
Ну-ка, посмотрим: на печке никого нет, даже в печке нет.
А может быть хозяин дома здесь?
(Подходит к сундуку)
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Это ребята сундук. Для чего нужен?
Дети: Хранить вещи.
Воспитатель: А в наше время, где хранят вещи?
Дети: В шкафу, комоде…
(открывает сундук)
Воспитатель: И тут никого нет! Ух, устала! Где бы посидеть, отдохнуть?
Дети: На лавке.
Воспитатель: А в наше время, на чем сидят?
Дети: на стуле, табурете…
Воспитатель: Верно. Давайте посидим, отдохнем (садятся на лавки)
Где же хозяин нашей ложечки? Мы уж все тут обошли. Мы и в печке посмотрели. И в сундук заглянули.
Ой, чьи-то там шаги слышаться на лесенке?
Кто-то к нам сейчас там идет, распевая песенки.
(входит Домовенок Кузя)
Кузя: Кто это у меня в гостях?
Воспитатель: А мы ребята из детского сада. А ты кто?
Кузя: Я хозяин этого дома – Кузя.
Воспитатель:. Мы нашли ложечку, а теперь ищем хозяина. Не твоя ли это ложечка?
Кузя: Моя, моя! Я ее, наверное, уронил, когда лиса меня в свою нору в лесу тащила. Но я ее обхитрил: в печку засунул и убежал.
Воспитатель: Какой ты Кузя, хоть маленький, да удаленький!
Кузя: За то, что вы мне вернули мою любимую ложечку, я хочу вас отблагодарить, только, как не знаю.
Воспитатель: А ты с нами поиграй!
Кузя: Но вас так много я даже не знаю, в какую игру можно поиграть всем вместе.
Воспитатель: А мы тебя научим.
Игра «Горелки».
(слышится плач)
Кузя: Ребята, мыс вами смеялись и шутили и разбудили матрешку.
Воспитатель: А где она?
Кузя: В люльке лежит.
Воспитатель: Ребята, что такое люлька?
Дети: Кроватка.
Воспитатель: Верно. Это кроватка, подвесная колыбель качать младенца. Она еще иначе называется зыбка. А в наше время, где дети спят?
Дети: На кровати, диване…
Воспитатель: Верно. Ой, опять плачет.
Кузя: Что же делать, как же быть? Как матрешку усыпить?
Воспитатель: Не беспокойся, мы тебе поможем. Поможем, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Как можно усыпить?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Воспитатель: Кто знает колыбельную?
(дети по желанию подходят, качают люльку и поют колыбельную)
Воспитатель: Я тоже знаю колыбельную:
Лю-ли, лю-ли, лю-люшки
Прилетели гулюшки.
Стали гули ворковать
И матрешку усыплять.
Баю-бай, баю-бай.
Спи матрешка, засыпай
Воспитатель: Вроде бы уснула. Давайте, чтобы опять ее не разбудить тихонько выйдем. Ну что, ложечку хозяину вернули, можно теперь возвращаться обратно в детский сад. Зажмуривайте глаза, закрывайте их руками, а я произнесу волшебные слова.
(воспитатель произносит слова и снимает сарафан)
Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю колдовать.
Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти
И обратно в детский сад мы отправимся опять.
Ой, ребята, посмотрите, кто вместе с нами вернулся в детский сад.
Дети: Кузя.
Воспитатель: Ты, наверное, тоже зажмурил глаза, когда я произносила волшебные слова, и поэтому очутился здесь вместе с нами. Кузя, а почему ты такой грустный?
Кузя: Где же я буду жить? Я люблю спать на печке, сидеть на лавке. А у вас тут ничего этого нет.
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя, мы тебе поможем. Поможем, ребята?
Дети: Да.
( На доске - два нарисованных на ватмане макета: квартира и изба. Нарисованные предметы мебели – на картинках на столе посередине) (Предметы мебели крепятся на магниты).
Воспитатель: У нас есть здесь два жилища: одно как раз изба, а другое – квартира, но, к сожалению, вся мебель и предметы обихода перепутались. Но наши ребята уже были у тебя в избе и знают, какие у тебя там есть предметы. Сейчас они обустроят тебе жилище.
Первая команда будет обустраивать избу, а вторая – квартиру. А мы посмотрим, кто быстрее. Раз. Два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Воспитатель: Ну что, Кузя, нравится тебе изба? Будешь там жить?
Кузя: Да! За то что вы мне помогли, я хочу подарить вам ложечки как у меня: сами точеные, ручки золоченые. (ложечки из соленого теста расписанные под хохлому)
Воспитатель: Спасибо, Кузя! Ой, а как же ты поместишься в нашем домике?
Кузя: Я же из сказки, а там любые чудеса могут быть. Я могу превратиться в кого угодно.
Воспитатель: Ну, тогда, ребята, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова и Кузя станет нарисованным человечком.
Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю колдовать.
Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти,
И попробуем для Кузи домик мы сейчас найти.
(Воспитатель произносит слова, Кузя уходит, а в макете избы появляется маленькая фигурка человечка)
Раз, два, три, четыре, пять
Глазки можно открывать.
Воспитатель: Посмотрите, ребята Кузе понравился новый дом, он уже забрался на печку и греется.
А вам, ребята понравилось наше путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы такие молодцы! И ложечку вернули, и матрешку усыпили, и избу для Кузи обустроили.
На этом наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо.