Валентина Савчук
Конспект НОД с элементами музейной технологии «В гостях у кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность с элементами музейной технологии
Конспект НОД «В гостях у кукол» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство с русской народной тряпичной куклой, их разнообразием и технологией изготовления, народными традициями и обычаями.
Задачи:
• Воспитывать любовь к национальной культуре;
• Развивать познавательную активность и эстетический вкус, обогащать словарный запас
Публикация «Конспект НОД с элементами музейной технологии „В гостях у кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
• Развивать творческое воображение, наблюдательность, мелкую моторику.
Знакомство с куклами: «кукла-мотанка», «кукла-берегиня», «кукла-пленашка», «кукла-подорожница», «кукла-ведучка», «кукла на счастье», «кукла – веснянка», «кукла-день-ночь», «кукла – десятиручка», «кукла –зайчик на пальчик».
Оборудование: ткань размером 20*20 по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, тесьма и ленты для украшения.
Ход занятия
Звучит музыкальная композиция «Как за нашим за двором». Дети проходят в зал.
- Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии. (Ритуал приветствия)
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.
Водят хоровод «Пошла Млада за водой»
- Сегодня к вам в гости пришла необычная гостья. Отгадайте кто это?
(Загадываю загадку)
- Я хорошая игрушка –
Каждой девочке подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (кукла)
- Правильно, вас приветствует кукла Катя. Сегодня кукла Катя приглашает вас посетить музей кукол. Ребята, а вы знаете, что такое музей? Кто из вас бывал в музее.
Ответы детей
- Музей, это учреждение, где хранятся старинные предметы, где проводятся различные выставки. И кукла Катя приглашает вас посетить музей обрядовых кукол – кукол оберегов.
У современных кукол есть глаза,
Им красят губы, заплетают косы.
Обрядовая кукла - без лица,
Не задает нам странные вопросы.
Не просит есть, не хнычет по ночам,
Но терпеливо в нас читает души,
И, показав, где в нас сокрыта Навь,
Ведет туда, где в мир приходят росы.
И мир вокруг, узрев наш путь к себе,
Нам открывает все свои тропинки,
Соединив все грани бытия.
Обрядовая кукла - в детской зыбке.
- В этом музее находятся куклы, сделанные своими руками ребят, как самостоятельно, так и с родителями. Здесь же будут находиться куклы, которые изготовите вы сами. А скажите, какие здесь находятся куклы: современные или старинные? Почему вы так думаете?
Ответы детей
- А как вы думаете, почему куклы носят название оберег?
Ответы детей
Оберег – это предмет охраняющий и оберегающий от чего - либо.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – кукол – оберегов.
По поверью талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя «бремя испытаний».
Из различных лоскутков ношенной одежды
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой
Но единственный запрет предков опасались
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
- Рассмотрите кукол, которые есть в нашем музее. Из каких материалов сделаны? При помощи чего они сделаны?
Ответы детей.
- На Руси испокон веков бабушки мастерили кукол, чтобы занять детей, пока их родители работали. Кукол мастерили из любых подручных материалов соломы, ниток, лоскутов. И раньше, и сейчас кукла - самая почитаемая игрушка. Кукла берегла человека, поэтому их так и называли: куклы – обереги.
- Кукла Катя хочет познакомить вас с теми куклами – оберегами, которые есть в нашем музее.
«Кукла – колокольчик» - Эта кукла имеет корни из Валдая. Именно в тех краях родилась традиция приносить такой оберег друзьям и близким, желая им удачи. Кукла обязательно наряжалась в трех ярусную юбку, которая символизировала колокольчики. Считалось, что если такой оберег хранится в доме, то он наполняет его позитивной энергетикой. Таких кукол делали в подарок.
«Кукла – десятиручка». Как вы думаете, почему её так называли? Для чего ей так много рук? (ответы детей)
«Десятиручка» считалась женским оберегом. Она давала силы грамотно вести хозяйство. Очень часто такую куклу делали для себя невесты. Она настраивала их на будущую семью и помогала приготовить приданое. Оберег помогал приобрести умения в рукоделии. Размещалась кукла-оберег, как правило, над рабочим местом.
«Кукла-пеленашка».
- Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)
У древних славян существовал обычай крепко пеленать младенцев. Считалось, что таким образом можно защитить ребенка от злых духов. Для дополнительной защиты в кроватку крохи любящие родители всегда подкладывали куклу-оберег, крепко завернутую в лоскутики.
- Я предлагаю вам спеть этой куколке колыбельную. (исполняется колыбельная «Ходит сон»)
«Кукла-травница».
- Из чего делали эту куклу? Правильно, из трав. Травница использовалась в целебных целях. Поскольку при изготовлении ее туловища применялись травы, то она обладала способность очищать воздух в жилище. Для того чтобы душистые травы источали аромат куклу нужно было как можно больше мять руками. Кроме этого считалось, что такой оберег защищает от напастей.
- А посмотрите на лица, всех этих кукол? Что вы заметили? (ответы детей). Правильно все куклы обереги были безликими, то есть без лица, чтобы в неё не вселились злые силы.
Куклы «День - ночь» - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
- А сейчас мы с вами сыграем в игру «День-ночь». Когда зазвучит весёлая музыка вы будете бегать, прыгать, танцевать – это будет день, а когда зазвучит спокойная медленная музыка вы должны будете замереть или присесть на стульчики - это будет ночь.
- Поиграли, отдохнули, а сейчас я предлагаю вам самим попробовать сделать куклу – оберег. Хотите сделать такую куклу? А хотите добавить её в наш музей? Этих кукол можно будет брать и играть.
- Предлагаю вам пройти в нашу мастерскую, где мы будем мастерить с вами кукол. При изготовлении кукол необходимо было придерживаться некоторых правил:
*куклы должны быть без лица, так как через глаза может вселиться злой дух;
*нельзя пользоваться иголкой, так как можно поранить куколку, которая несёт тепло и заботу;
* и у человека должно быть хорошее настроение, так как при изготовлении человек вкладывает в куклу частичку своей души.
- У вас хорошее настроение? Тогда приступим к работе по изготовлению «куклы- пеленашки». Давайте рассмотрим, что нам понадобится для работы: ткань для туловища, для пелёнки, для платка.
1. Сверните белую ткань в трубочку
2. На голову накиньте красивый треугольник.
3. Заверните платок назад, за голову
4. Наденьте косынку на перехлёст под шеей, и оберните за спину, свяжите концы.
5. Приготовьте цветную ткань и положите на неё куколку так, чтобы голова немного
выступала над серединой длинной стороны.
6. Правый конец ткани оберните вокруг куколки
7. Нижний конец ткани, свисающий под куколкой, заверните наверх
8. Теперь оберните куколку левым концом пелёнки, у Вас получится свёрток
9. Зафиксируйте свёрток нитью посередине
10. Обмотайте пеленашку тесьмой по всей высоте пелёнки, аккуратно завяжите, а кончики спрячьте под обмотку.
- Вот какие получились у нас Пеленашки. Нравятся вам ваши куколки? А вы научите ваших родителей делать таких же кукол? Хорошо. Давайте убаюкаем наших кукол. Я свою куколку отнесу в музей, а вы своих кукол осторожно отнесёте к себе в группу и будете там с ними играть. До новых встреч.