Елена Безрукова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гости к хозяйке луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
«В гости к хозяйке Луга»
Выполнил: Безрукова Е. А.
Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „В гости к хозяйке луга“» размещена в разделах
1. Расширение знаний и представлений у детей о насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях).
2. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме.
3. Развитие слухового и зрительного внимания; активизация памяти и мышления; умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
4. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами динамической паузы.
5. Воспитание бережного и заботливого отношения к насекомым.
Предварительная работа: рассматривание альбом «Насекомые», загадки и стихи про насекомых.
Материалы и оборудование: картинки муравейника, картинки с изображением насекомых, картинки время года «Весна», проигрыватель.
Ход занятия : Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними зеленая лужайка с луговыми цветами. На лужайке корзина с заданиями и насекомыми.
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Природы. Но для начала давайте посмотрим в окно и вспомним какое сейчас время года.
Ответы детей: Весна.
Воспитатель. Правильно весна! (выставляем на настенном календаре природы).
Воспитатель. А какая погода сегодня?
Ответы детей: Солнечная погода (выставляем на настенном календаре природы).
Воспитатель. Правильно, солнечная, птички поют, солнышко согревает землю своими лучиками.
Какой месяц сейчас?
Ответы детей: Март (выставляем на настенном календаре природы).
Воспитатель. С приходом весны проснулась от зимнего сна Матушка Природа и с ней все живое.
Посмотрите у нас в группе появилась маленькая лужайка. Какая она красивая вся покрыта луговыми цветами.
Воспитатель обращает внимание детей что на лужайке не только цветы, но и корзина стоит, а в корзине письмо адресованное детям от хозяйки луга.
Воспитатель. Посмотрите ребята в корзине письмо для нас. Интересно узнаем от кого оно.
Текст письма: Здравствуйте ребята. Пишет вам хозяйка луга. А что бы узнать кто я, вам надо отгадать загадку.
Загадка
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком (пчела)
Ответы детей: Пчела
Разбор пчелы (картинку с насекомым вывесить на доску)
Тело пчелы делится на три части: голову, туловище и крылья. Пчёлы – наши лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.
Воспитатель. Но загадки, пчела подготовила не только о себе но и о своих друзьях насекомых, которые тоже живут на этой лужайке. Давайте мы узнаем кто же это.
Загадка
Неустанный вертолет
все летит, летит вперед.
А малюсенький совсем,
На цветочек он присел (стрекоза)
Хвост как мост.
Изумруды – глаза.
Кружит над прудом.
Это - … (стрекоза)
Разбор стрекозы (картинку с насекомым вывесить на доску)
У стрекозы два больших глаз. При отсутствии слуха и ограниченном обонянии, самое главное преимущество стрекозы — это ее глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых, что дает им невероятное преимущество при охоте. Поедая комаров, слепней и других кровососов стрекозы приносят большую пользу.
Загадка
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех (муравей)
Лесные Жители
Лучшие строители.
Ребятнёй кипучей
Дом построен самый лучший.
Из хвоинок, из иголок
Самый лучший в мире город. (муравейник и муравьи)
Разбор муравья (картинку с насекомым вывесить на доску)
Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Питаются преимущественно соком растений.
Загадка
Прыгает пружинка
Зелёная спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (кузнечик)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелененький … (кузнечик)
Разбор кузнечика (картинку с насекомым вывесить на доску)
Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с внешним видом и окраской листьев или других частей растений, на которых живут. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты. Стоит только найти кузнечика и немножко его спугнуть, и вы увидите, как молниеносно он умеет скакать. Их раскраска позволяет им очень быстро спрятаться. Часть видов питается только растениями.
Воспитатель. А давайте немного отдохнем и тоже попрыгаем как кузнечики.
Физкультминутка
Поднимайте плечики - прыгайте кузнечики
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели – травушку покушали,
Встали - тишину послушали.
Выше, выше, высоко – прыгайте на носках легко (действия выполняются за словами).
Загадка
В ярком платье модница
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает (бабочка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел… (бабочка)
Разбор бабочки (картинку с насекомым вывесить на доску).
Тело бабочек состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Как только наступает лето, невысоко над землей начинают кружиться разноцветные бабочки, одна краше другой. Когда бабочка садится на цветок, то трудно отличить ее крылья от его лепестков. И те и другие под стать друг другу: голубые, оранжевые, розовые — очень яркие и красивые.
Бабочек не стоит ловить и уж тем более трогать их за крылышки. Вы не только повредите их, но и сотрете краску. Сделать это очень легко. Очень часто можно увидеть, как бабочки садятся на цветок и опускают в его чашечку тонкие хоботки. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки.
Загадка
Красненькие крылышки,
Черные горошки.
Кто гуляет по моей ладошке? (божья коровка)
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетает ловко.
Это … (божья коровка)
Разбор Божьей коровки (картинку с насекомым вывесить на доску).
Жуки Божьи коровки питаются тлями, а некоторые из видов – растениями. Осенью коровки перелетают с полей и лугов на опушку леса, к заросшим травой берегам рек и оврагам. Здесь в укромных местах, под корой, во мху, под опавшими листьями они проведут зиму, чтобы весной «солнышками» появиться среди цветущих растений.
Воспитатель обращает внимание детей на лужайку и с поляны берет цветок. На цветке «бумажные божьи коровки», предлагает каждому взять в ладошку (из бумаги божью коровку) сказать закличку: Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной.
Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне» (дыхательная гимнастика).
Когда все насекомые разобраны, картинки вывешены на доске. Подвести детей к итогу.
Воспитатель. Ребята скажите, как называются (одним словом) изображения на картинках.
Ответы детей: насекомые.
Воспитатель. Назовите у кого из насекомых есть крылья?
Ответы детей.
Воспитатель. А для чего насекомым крылья?
Ответы детей: С помощью крыльев насекомые могут летать. А у кого нет крыльев, могут быстро ползать и прыгать.
Воспитатель. Сегодня мы много узнали о насекомых спасибо нашей хозяйке луга Пчелке. Послушайте что еще нам написала она.
Воспитатель берет снова письмо и читает (в это время звучит «музыка природы»)
Текст письма: Ребята! Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их не мешайте им делать важные дела. Ведь каждое насекомое для чего то необходимо нашей Природе. Ребята а что бы вы помнили обо мне и моих друзьях, я вам оставлю картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.
Воспитатель. Дети в свободное время мы с вами раскрасим насекомых и оформим коллективную композицию «Весенний луг», где будет много цветов и разных насекомых.