Лучший педагог года

Консультация «Адаптация детей к детскому саду»

Карина Гусейнова
Консультация «Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать

В Детский сад с радостью! Без слёз и каприз!

Адаптация- это период эмоционального затишья вне садика,это период,когда ребенок привыкает к новым условиям его жизни. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу,играют, веселятся,хорошо контактируют с детьми и воспитателями, и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы,цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и от самого ребенка. В период адаптации не посещайте яркие,шумные,развлекательные мероприятия,которые вызывают у ребенка бурю эмоций. Многие родители видя как тяжело проходит адаптация,стараются такими образом (поход в цирк, зоопарк,парк аттракционов) компенсировать слёзы ребенка из-за детского сада - это плохая идея. Новая среда, в которую попал ребенок -это стресс, все неизвестное,все для него новое - сопровождается сильными эмоциями. Если к походу в сад добавить поход в парк аттракционов то это будет очень большой нагрузкой на нервную систему ребенка. Любые эмоции - положительные или отрицательные - они вызывают определенные реакции в организме ребенка на физиологическом уровне, поэтому повышать эту нагрузку на детский организм не рекомендуется. Отложите все высокоэмоциональные мероприятия до тех времен, когда адаптация к детскому саду успешно завершится. Сконцентрируйтесь на душевном,теплом, спокойном семейном время провождении с ребенком.

Публикация «Консультация „Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах

КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ ребенка к детскому саду?

Один из самых важных моментов – это самостоятельность в разных сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать сам, тем легче будет в саду и ему и воспитателям.

• Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.

• Самостоятельно кушать. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад.

• Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.

• Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.

• Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.

СУЩЕСТВУЮТ III СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА :

I -ЛЕГКАЯ

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

• малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;

• с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;

• успешно контактирует с ребятами из группы;

• адекватно реагирует на словесные поощрения или замечания со стороны педагогов;

• если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

II -СРЕДНЯЯ

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки :

• ребенок мало ходит в сад и часто болеет;

• тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;

• через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;

• соблюдает распорядок учреждения;

• адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

III -ТЯЖЕЛАЯ

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

• отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;

• плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;

• отказ от принятия распорядка детского сада : не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;

• слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация ребенка к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА

Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем благополучнее будет каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:

Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.

Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Как проходит адаптация в детском саду, зависит также от того, здоров ли малыш. Если у ребенка есть какие-либо соматические заболевания при поступлении в группу, то привыкать он будет сложнее: помимо стресса от незнакомой обстановки, он испытывает физическое недомогание.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если он имеет психические или неврологические нарушения – например, не переносит громких звуков или панически боится контактов с чужими людьми. Если у малыша есть какие-либо хронические заболевания или особенности развития, то об этом лучше сразу сообщить воспитателям, чтобы они могли создать для него подходящие условия.

СТЕПЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

При слишком низкой или высокой степени психологического развития, могут возникнуть свои особенности адаптации ребенка в детском саду. В первом случае, малыш не будет успевать за обучающей программой детского сада, у него возникнут трудности с коммуникацией и взаимодействиями. Для ребят с серьезными психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей.

Одаренным детям часто бывает скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, им неинтересно друг с другом взаимодействовать. Поэтому у детей с очень высоким уровнем психического развития происходит поздняя адаптация к садику, они долго приспосабливаются к непохожим на них детям.

УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, а также, какого вида она будет, зависит и от уровня социализации. Если малыш до поступления в учреждение очень мало общался с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детских площадок, то привыкнуть к детскому саду ему будет сложнее. Большое количество других детей вокруг, недостаток внимания со стороны взрослых в детском саду могут привести его в состояние стресса.

Когда в садик приходит малыш, имеющий опыт взаимодействия с любыми детьми, легко идет с ними на контакт и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, то его привыкание к садику, скорее всего, произойдет быстро и легко.

ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА

В зависимости от типа нервной деятельности, адаптация детей к условиям детского сада также будет проходить по-разному. Маленькие сангвиники быстро привыкают к учреждению, сверстникам и воспитателям, хороши идут на контакт, включаются в деятельность. Холерикам может быть труднее: они взрывные, могут часто конфликтовать, уживаются не со всеми ребятами. При этом, они отходчивые и к новым условиям также привыкают достаточно быстро. У флегматика может быть два варианта: или он сильно привык к дому и трудно адаптируется, или он равнодушно идет в детский сад, не сильно обращая внимания на изменения в его жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду встречается чаще всего у меланхоликов: они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАССТАВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.

Важно прощаться правильно. Один из самых болезненных моментов -это расставание. Запомните правило : как бы ребенок не истерил, не плакал - попрощаться с ним нужно обязательно! Самая грубая ошибка -уйти,когда ребенок отвлекся. При внезапном исчезновении мамы у ребенка может появиться ощущение,что мама может неожиданно исчезнуть в любой момент его жизни. После чего, он буквально (приклеится)к маме,боясь упустить её из виду.

Чтобы избежать слез можно:

• Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю, я ухожу,так как мне нужно заняться своими делами, я за тобой обязательно приду», поцелуй в щечки или крепкое рукопожатие. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой. Даже если ребенок будет плакать, то внутри него будет правильный психологический настрой. В итоге плач постепенно пройдет, а правильная установка останется : меня любят, меня не бросили,за мной обязательно приедут.

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСАДУ :

Иногда мамы и папы, стремящиеся помочь своему ребенку, допускают ошибки, которые делают адаптацию в детском саду сложной. Что не стоит предпринимать в этот сложный период?

• Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух. У всех детей разные уровни адаптации к детскому саду. Одни спокойно расстаются с родителями и играют, другие –плачут, не желая их отпускать. И тот, и другой вариант являются нормальными, поэтому нет смысла сравнивать. Этим можно лишь нанести ребенку обиду.

• Обманывать, в период адаптации к детскому саду не стоит говорить ребенку, прощаясь, что мама лишь сходит в магазин на 5 минут, и вернется, если в планах оставить его на более длительное время. В этом случае родители подрывают доверие ребенка, он чувствует, что его предали.

• Наказывать детским садом, оставляя там на более длительное время за какой-либо проступок. Любовь к садику в этом случае будет только слабеть. Памятки родителям по адаптации обычно советуют, наоборот, говорить об учреждении только хорошее и убеждать малыша, что ходят туда только самые замечательные дети.

Подкупать материальными предметами: игрушками или чем-то вкусным за то, что ребенок побудет в саду. Есть риск, что в будущем ребенок будет шантажировать родителей, ежедневно требуя от них подкрепления.

Родителям тоже приходится адаптироваться к детскому саду : расставаться со своим ребенком, который долгое время был только дома, переживать за его состояние. Но, чем спокойнее будут себя вести и чувствовать мама и папа, тем быстрее ребенок почувствует себя в безопасности в стенах Детского сада.

Удачи и успехов в преодолении этого пути!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду»Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду» Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Адаптация детей к детскому саду»
Опубликовано: 13 июля 2023 в 16:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Адаптация детей к детскому саду»» (включая файлы) размещена пользователем Карина Гусейнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД