Нина Меньшикова
Увлекательные занятия «Я вижу небо над головой»
▼ Скачать + Заказать документы
Увлекательные занятия «Я вижу небо над головой».
Тема: «Земля и небо». Цель: знакомство с понятиями «небо», и «Земля», закрепление представлений о синем и коричневом цветах, геометрической форме, словарная работа. Оборудование: карточки, цвет и форма карточек отражают особенности объекта: синий прямоугольник – небо, коричневый – Земля, жёлтый круг – Солнце, белый – Луна. В начале занятия отгадываем загадки : 1. Синенькая шубёнка весь мир покрыла (Небо). 2. Расстилается ковёр. Он всегда раскинут над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. Предлагаем детям посмотреть на небо. Что для этого надо сделать? (поднять голову вверх, потому что небо – наверху). Наблюдаем за небом : какого оно цвета сегодня? А каким было вчера? Подчёркиваем, что небо бывает разным : серым в дождь, голубым в хорошую погоду, тёмно-синим вечером. Чаще всего говорят: синее небо. Поэтому наш прямоугольник, обозначающий небо, синего цвета. Можно ли небо потрогать? Давайте попробуем. Почему нельзя? А если взобраться высоко-высоко, например на самую высокую башню в мире? Взлететь на воздушном шаре? Если дети затрудняются с ответом, продолжаем задавать вопросы. Можно ли потрогать воздух? Землю? Воду? Небо, в отличие от жидкой воды и твёрдой земли, «потрогать» нельзя, НЕБО – это воздух. Можно ли по небу бегать, прыгать, ходить? А что можно делать в небе (подбираем как можно больше глаголов : летать, парить и т. п.) Предлагаем игру: назвать как можно больше животных и предметов, которые умеют летать. Постараться во время прогулки найти и показать детям что-нибудь летающее (насекомое, птицу или игрушку). Итак, мы выяснили, что над нами – НЕБО (поднимем синий прямоугольник у себя над головой). А если опустим голову, то увидим (ответы детей). Попрыгаем. Что при этом чувствуем? Как ещё можно передвигаться по земле ( подбираем глаголы: ходить, прыгать, ползать). Рассмотрим внимательно, какого она цвета. Делаем вывод: у нас под ногами – твёрдая, коричневая ЗЕМЛЯ, для которой мы выберем коричневый прямоугольник (кладём его на землю). Играем: воспитатель называет предметы в небе (дети тянутся вверх) и на земле (приседают).
Темочки:
Тема: «Солнце и Луна» Цель: знакомство с понятиями «Солнце», «Луна», закрепление представлений о геометрической форме круг (солнечный, лунный) и цветах (белом, жёлтом, отражение эмоций с помощью рисования. Разгадываем загадки: 1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все (Солнце). 2. Что выше леса, краше света. Без огня горит? 3. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?». Рассмотрим жёлтый круг. На что он похож? (Посмотрим на небо). Изобразим солнышко на песке. Вокруг кружочка нарисованы прямые линии – лучи, значит, наше солнце светит. Может ли солнышко улыбаться? Взгляните на солнышко и постарайтесь отразить его настроение (улыбается, грустит) в своём рисунке на песке. Знакомимся со вторым, белым кружочком. Чем он отличается от предыдущего и что напоминает? Подсказка: 1.«Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной). 2. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится. Рядом с Солнцем рисуем на песке Луну. Чем они похожи и чем отличаются? Какое настроение у Луны? Попробуем и его отразить на нашем рисунке. Возвратившись в группу, воспроизводим рисунок на листе бумаги, предварительно разделив его на две части: белую и тёмную, «день» и «ночь». Малыши дорисовывают Солнце и Луну. Подчеркиваем, что днём светит Солнце, поэтому бывает светло и тепло. Ночью же светит Луна. Можно прочитать и обсудить сказки по этой теме «Кто обгрыз Месяц» и «Подушка для Солнышка» (А. Дитрих, Г. Юрмин).
Тема: «День и ночь». Цель: знакомство с понятиями «день», «ночь», цветами белым и чёрным, сравнение природных явлений. Для проведения занятия вам нужны черный и белый прямоугольники большого размера и отдельные изображения разных предметов тёмного цвета (небольшие по размеру). Что мы видим вокруг себя? (Называем как можно больше предметов) Время, когда все предметы вокруг хорошо видны, называется ДЕНЬ. Днём всегда светло. Показываем детям оба листа бумаги. Какой из них соответствует понятию –«день»- Почему? Подумаем, чем занимаются днём люди, животные? Накладываем на белый лист бумаги изображения разных предметов: они хорошо заметны. Что помогает нам их видеть? Свет. Откуда берётся свет? От солнца (вспоминаем предыдущее занятие). Загадка: «Подходить к дому стала – с неба солнце украла». Что означает выражение «ночь украла» солнце? Давайте представим, что день кончается. Солнышко устало светить, оно уходит, унося с собой свет. Когда солнышко совсем спрячется, уйдёт на отдых, тогда и люди, и многие звери уснут. Наступит НОЧЬ. Можем ли мы видеть ночью? Рассмотрим рисунки тёмных предметов на фоне чёрной бумаги. Хорошо ли они заметны? (Сравниваем с предметами на белом листе.) Вот так же и ночью многие предметы видны плохо.