Любаева Людмила
Консультация для родителей по сенсорному развитию «Вижу, слышу, чувствую»
▼ Скачать + Заказать документы
Вижу, слышу, чувствую.
Дорогие родители, в любом учебнике по дошкольной педагогике, вы легко отыщите раздел о важности сенсорного развития ребенка. Многие серьезные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать.
Публикация «Консультация для родителей по сенсорному развитию „Вижу, слышу, чувствую“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Мария Монтесори еще в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сенситивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребенка в сенсорном развитии.
Монтесори и ее последователи, конечно же понимают, что здоровый ребенок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус и т. д. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребенка, но и развивать ее? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Задача специального материала Монтесори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать.
Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребенку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей. Косвенно сенсорный материал подводит ребенка к письму и математике. Это подготовка двояка и может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Фактически в этом разделе ребенок получает основополагающие математические понятия: «большой – маленький», «длинный – короткий», «толстый – тонкий», «глубокий – мелкий».
Развитие визуальных чувств
«Построй матрешек в ряд». Вам понадобятся комплект матрешек из 10 штук. Взрослый медленно ставит матрешки в ряд по порядку слева направо, начиная с самой большой до самой маленькой. Затем взрослый перемешивает матрешки и предлагает ребенку построить такой же ряд.
«Собери матрешек». Все матрешки собраны в одну большую. Взрослый показывает, как осторожно открывать и вынимать матрешки, затем – как собирать их в одну большую. Ребенок повторяет самостоятельно.
Знакомство с цветом.
«Подбери пару». Вам понадобятся таблички из цветного картона 3-4 цветов. Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке. Затем берет любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.
«Принеси такую же». На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит принести такую же.
Развитие тактильных ощущений.
«Шершавый и гладкий». Вам понадобится дощечка, на ней перемежаются десять равных гладких и шершавых полос, взрослый проводит кончиками пальцев по доске и говорит: «Гладкая – шершавая». Ребенок повторяет.
«Игры с тканью». Вам понадобятся лоскутки ткани разные по фактуре, ощупывая, Вы предлагаете ребенку подобрать пару каждому лоскутку, при этом старайтесь называть название ткани и просите, чтобы ребенок повторял за Вами.
«Игры с орехами». Вам понадобятся разные сорта орехов, Вы предлагаете ребенку ощупать орехи по очереди и таким образом рассортировать их. Последующую работу желательно проводить с закрытыми глазами.
«Чудесный мешочек». Вам понадобятся мешочек, в котором лежат мелкие предметы – сначала взрослый по очереди нащупывает предметы в мешочке и достает их, а затем ребенок повторяет упражнение.
Развитие вкуса, обоняния и слуха.
«Найди пару». Вам понадобятся 4 пары баночек с водой, в которую добавлены вещества, придающие ей вкус, но не изменяющие цвет – путем проб ребенок с помощью взрослого ищет одинаковую по вкусу воду.
«Найди пару». Вам понадобятся 3 пары непрозрачных баночек для специй с крышками (внутри ванилин, гвоздика, мускатный орех или др., нюхая каждую баночку ребенок подбирает пары.
«Найди такой же». Вам понадобятся 3 пары коробочек, например из-под киндерсюрпризов, с сыпучими веществами внутри. Необходимо, чтобы шумы значительно отличались друг от друга. Слушая шумы ребенок подбирает одинаковые.