Светлана Горичева
Утренняя гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
Публикация «Утренняя гимнастика в детском саду» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Варианты проведения утренней гимнастики.
- Традиционная гимнастика с ОРУ.
- Гимнастика игрового характера.
- С использованием полосы препятствий.
- С использованием простейших тренажеров.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Ритмическая гимнастика.
Структура утренней гимнастики.
Вступительная часть:
- построение;
- два - три вида ходьбы;
- один вид бега.
В заключение - обычная ходьба,построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
- дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
- ходьба, хороводы и т. д.
Планирование утренней гимнастики.
Оно тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. комплексы упражнений утренней гимнастики составляют на две недели с учетом возрастных особенностей детей, требований "Программы воспитания в детском саду", уровня физического развития и подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения (в помещении или на участке детского сада, сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.
Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы он описывается подробно:
- название упражнений;
- исходное положение;
- число повторений каждого упражнения,слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и т. д.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.
Комплексы составляются из упражнений,освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснения и показ.
Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.
Условия проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом - на участке (с детьми всех возрастных групп). Инструктор по физкультуре в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: в прохладную погоду увеличивает ее (изменяет темп, количество повторов и т. д., в теплую погоду - снижает, чтобы избежать перегревания организма.
Методика проведения утренней гимнастики.
В методику проведения входят:
- организация детей (построение их для выполнения упражнений);
- подготовка, раздача пособий;
- методы и приемы обучения движениям.
Расстановка, раздача, сбор предметов.
Все это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приемы раздачи предметов:
- инструктор сам походит к ребенку и дает ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мячик каждому воспитаннику;
- инструктор расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;
- инструктор выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;
- дети берут предметы, разложенные на стульях или скамейках;
- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;
- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);
- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.
Эти приемы могут быть использованы и при сборе инвентаря после выполнения упражнений.
Выбор приемов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.
Требования к физкультурному оборудованию.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса - согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.
Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетику интерьера,удобны для использования в работе с детьми. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов,устойчивость, прочность проверяются инструктором перед занятиями.
Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря.
Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики, достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятий.
Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснения и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:
- специальным подбором упражнений;
- их повтором, дозировкой;
- темпом;
- использованием подвижных игр,физкультурных пособий;
-правильной организацией детей;
- местом проведения (на воздухе);
- музыкальным сопровождением.
Методы обучения физическим упражнениям.
Практические:
* повторение упражнений без изменений;
* с изменениями;
* обучение в игровой форме;
* в соревновательной форме.
Словесные:
* название упражнения;
* его описание;
* объяснение, как правильно его выполнить;
* указания, распоряжения, команды;
* вопросы к детям;
* рассказ, беседа.
Наглядные:
* показ;
* использование наглядных пособий;
* имитация;
* звуковые сигналы;
* зрительные ориентиры.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.
- Выполнение гигиенических условий и время проведения.
- Наличие трех частей утренней гимнастики.
- Соответствие ОРУ возрасту детей.
- Продолжительность утренней гимнастики.
- Использование физкультурного инвентаря.
- Дозировка упражнений.
- Приемы регулирования дыхания.
- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.
- Использование музыкального сопровождения.
- Самочувствие детей и их настроение.