Валентина Серенко
Опыт работы «Усвоение детьми способов поведения в опасных для человека ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети являются незащищ нной частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности реб нка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
Публикация «Опыт работы „Усвоение детьми способов поведения в опасных для человека ситуациях“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
Мы все пытаемся уберечь детей от опасности и часто зада м себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения, не запугивая и не делая из реб нка неврастеника. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые подстерегают ребенка? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?
Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду. Из каждой игры дети должны вынести определенные знания и умения, которые запомнятся им, будут применяться в нужный момент и, конечно, помогут сохранить жизнь и здоровье.
Применяемые мною методы ознакомления детей с основами безопасности следующие :
метод сравнения (хорошо - плохо);
метод моделирования (ситуации : подай ножницы правильно, наш л таблетку - твои действия и др.);
метод повторения (без него нет прочности усвоения знаний);
эксперименты и опыты (почему нельзя украшать лку свечами);
игровые методы (воображаемая ситуация, путешествие);
беседы;
чтение художественной литературы;
использование тематических альбомов, дидактических игр;
экскурсии;
наблюдение;
познавательные минутки;
игры – драматизации;
использование ИКТ.
Беседы с детьми я провожу на следующие темы:
«Мальчик, хочешь конфетку?»;
«Вам посылка»;
«Как быть послушным»;
«Что такое пожар»;
«Если дома пожар»;
«Опасности дома»;
«Чтобы быть здоровым, надо быть чистым»;
«Витамины и здоровье»;
«Зачем нужны дорожные знаки»;
«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»;
«О кошке и собаке»;
«Как общаться с незнакомыми животными»;
«Съедобные и несъедобные растения»;
«Растения, которые лечат».
Экскурсии и наблюдения:
экскурсия по детскому саду (план эвакуации);
рассмотреть средства пожаротушения (огнетушитель);
экскурсия в медицинский кабинет;
наблюдение за одеждой людей на улице;
наблюдение за транспортом на прогулке;
наблюдение за тем, где ходят пешеходы, едут машины;
наблюдения за бездомными животными;
наблюдения за растениями участка.
Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов:
«Лиса заячьей шкуре»;
«Волк и семеро козлят»;
«Петушок - золотой гребешок»;
«Кот, петух и лиса»;
«Сестрица Ал нушка и братец Иванушка»;
К. И. Чуковский «Бармалей»;
С. Я. Маршак «Пожар»;
«Кошкин дом»;
Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
«Главные правила поведения для воспитанных детей»;
А. Барто «Девочка чумазая»;
Л. Зильберг стихи о пользе продуктов;
К. Чуковский «Мойдодыр»;
С. Михалков «В парикмахерской»;
Э. Успенский «Страшная история»;
стихи о светофоре;
стихи о дорожных знаках;
С. Маршак «Мой вес лый звонкий мяч»;
Г. Георгиев «Светофор»;
В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек»;
просмотр мультфильмов из серии «Уроки т тушки Совы»;
«Главные правила поведения для воспитанных детей».
Взаимодействие с семьей, направленное на формирование основ безопасного поведения детей, осуществлялось в следующих формах: изготовление стендов с наглядной агитацией, консультации, тематические собрания, анкетирование, обогащение материально- технической базы, помощь в подборе детской литературы.
Папка – передвижка «Как правильно установить лку»;
консультация «Пожарная безопасность : предметы, требующие осторожности»;
«Хранение опасных предметов»;
консультация «Реб нок дома один»;
папка – передвижка «Внимание, голол д!»
«Осторожно, тонкий л д!»
консультация «Интернет – за! и против!»;
«Компьютерные игры»;
консультация «Реб нок в транспорте»;
родительское собрание «Знай и соблюдай правила поведения на улице в любое время года»;
папка – передвижка «Природа и дети»;
консультация «Домашние животные».
Качественное усвоение детьми способов поведения в опасных для человека ситуациях станет возможным, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.