Папки-передвижки

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть I)

Алла Ляху
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

часть 3

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Публикация «Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть I)» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действительных средств и методов обучения.

В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. К сожалению, родители в наше

время в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А, Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и

ДР-)

Малые формы фольклора, сказки открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно- образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией О. Л. Князевой.

Но в большинстве программ не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, и как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методологические положения.

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методами развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки системы развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Объект исследования - процесс речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования -малые формы фольклора и их влияние на уровень развития речи дошкольников.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора, сказок в процессе речевого развития детей

3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей повышается, если:

педагоги дошкольного образования будут заинтересованы процессом речевого развития;

будет организовано обучение с использованием сказок, малых форм фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Теоретическими предпосылками исследования проблемы развития детской речи стали разработки К. Д. Ушинского, М. М. Алексеева, Е. И. Тихеева; психолого- педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Элькони, Л. С. Выготский и

ДР-)

Под руководством профессора, доктора педагогических О. С. Ушакова в лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные исследования, осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого является творческое освоение норм правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Ребенок учится правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Дошкольник начинает выполнять все более сложные действия по просьбе взрослого, понимать и пересказывать все более сложные сказки и рассказы. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к "открытию", что слово и обозначенный им предмет - не одно и то же, т. е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в его отсутствие, использовать как знак предмета. При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, учится понимать причинно- следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте. Например, он может закончить предложение, придумать конец рассказа или сказку по предложенной теме. Однако дети все чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.

Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Если дети младшего дошкольного возраста(3-4 года) односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предмета, картин. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

По данным Д. Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А. Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

После трех лет происходит интенсивное овладение сложными, соединенными союзами. В этот период усваивается следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, все-таки, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи.

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и этического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологического высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Выставка работ «Русская и якутская национальная работа»Выставка работ «Русская и якутская национальная работа» Детство - это пора становления личности. только в детстве закладывается тот нравственно - духовный фундамент определяющий отношение ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть I)
Опубликовано: 15 июня 2014 в 08:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть I)» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ляху в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД