МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Марина Волчецкая
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер - класс для педагогов

(1 слайд)

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

(2 слайд)

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о нем.

Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

(3 слайд)

В результате использования устного народного творчества :

- значительно обогатился словарный запас детей;

- способствовало формированию звукопроизношения;

- развит грамматический строй языка;

- сформирована связная речь согласно возрастным особенностям детей;

- развиты воображение, фантазия, активизация творчества, самовыражения.

(4 слайд)

- Хочу сказать слова Ушинскоко: «Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

-Как вы понимаете это высказывание?

(5 слайд)

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

(6 слайд)

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры:

• Скороговорки

• Загадки

• Пословицы и поговорки

• Потешки

• Считалки

• Дразнилки

• Русские народные сказки

Народные игры

• Были

-Давайте рассмотрим некоторые из их подробнее.

(7 слайд)

Загадки.

В своей работе мы очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а дети дают ответ.

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки, я провожу такую игру, как «Отгадай по описанию». В этом мне помогают мнемотаблицы. Давайте и с вами попробуем. На экране вы видите таблицы с картинками, попробуйте по картинкам сложить загадку.

(8 слайд) Сидит дет, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(9 слайд) (Лук)

(10 слайд) Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке

Головой вертят, улететь хотят.

(11 слайд) (Яблоко)

(12 слайд) Под сосной, под елками,

Лежит мешок с иголками.

(13 слайд) (Ежик)

(14 слайд) Круглая, а не мяч,

Желтая, а не солнце,

С хвостиком, а не мышка.

(15 слайд) (Репка)

(16 слайд) На полянке у дорожки красные горошки,

Кто мимо пройдет – в рот себе кладет.

(17 слайд) (Земляника)

(18 слайд) Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

(19 слайд) «В правде сила»

-говори всегда правду;

(20 слайд) «Не учи безделью, а учи рукоделью»

- не бездельничай;

(21 слайд) «Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;

(22 слайд) «Один за всех и все за одного»

- поддержи своего ближнего;

(23 слайд) «Труд кормит, а лень портит;

- не ленись трудиться;

(24 слайд) «На обиженных воду возят»

- не обижайся без оснований;

(25 слайд) Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

(26 слайд) Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

(27 слайд) Ум хорошо, а два лучше.

(28 слайд) Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

(29 слайд) Работа не волк –в лес не убежит.

(30 слайд) Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

(31 слайд) Кашу маслом не испортишь.

(32 слайд). Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

(33 слайд) Старый друг лучше новых двух.

(34 слайд) Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

(35 слайд) Голод не тётка.

(36 слайд) Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

(37 слайд) Два сапога пара.

(38 слайд) Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

(39 слайд) Мы и сами с усами.

(40 слайд). Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд)

(41 слайд) Труд кормит и одевает.

(42 слайд) Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

(43 слайд) Больше дела, меньше слов.

(44 слайд) Игра «Скажи по-русски»

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

(45 слайд). Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

(46 слайд) Баба с воза – кобыле легче

(47 слайд) Детская философия.

(48 слайд) Устами младенца глаголет истина.

(49 слайд). Без страдания нет наград.

(50 слайд) Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

(51 слайд). Первый из них всегда обречён.

(52 слайд) Первый блин комом.

(53 слайд). Один старый и два новых.

(54 слайд) Старый друг лучше новых двух

(55 слайд) Кредиторы ждать не любят.

(56 слайд) Долг платежом красен.

(57 слайд) Все пошли – и ты догоняй.

(58 слайд) Семеро одного не ждут.

(59 слайд) Чужая рубашка опасна для жизни.

(60 слайд) Своя рубаха ближе к телу.

(61 слайд). Будней – то пять, а выходных – два.

(62 слайд) Делу время – потехи час.

(63 слайд) Конфликт поколений в курятнике.

(64 слайд) Яйца курицу не учат.

(65 слайд) Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

«Соедини несоединимое»

Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

(66 слайд)- Дорога, сметана, окно.

(67 слайд) («Колобок»).

(68 слайд) - Коса, заяц, зима.

(69 слайд) («Заюшкина избушка»).

(70 слайд) - Печка, кисель, Баба Яга.

(71 слайд) («Гуси - лебеди»).

(72 слайд) - Мороз, падчерица, справедливость.

(73 слайд) («Морозко»).

(74 слайд) -Корова, холсты, яблоки.

(75 слайд) («Крошечка - Хаврошечка»).

(76 слайд)- Прорубь, лень, печка.

(77 слайд) («По щучьему веленью»).

(78 слайд) Спасибо за внимание…

3. Заключительная часть. (Продукт деятельности. 10 мин.)

2. Моделирование сказок.

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

Лиса – оранжевый круг;

Заяц – белый круг;

Волк – серый круг;

Медведь – коричневый круг;

Петух – красный круг.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.

(Участники делятся на группы. Каждая группа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

- Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2024 в 09:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Волчецкая (УИ 2011784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД