Марина Коришева
Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
Публикация «Образовательный проект „Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
В современном обществе отмечается тенденция увеличения детей с речевыми отклонениями, что, вероятно, связано со снижением «живого» общения родителей с детьми, активной компьютеризацией и злоупотреблением средств технического прогресса, в том числе гаджетов. В связи с этим наблюдается глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. На основании вышесказанного, стоит отметить, что именно речевое развитие дошкольников является наиболее актуальной проблемой в современном обществе и требует коррекционного воздействия и поиска новых средств, форм и методов воспитания.
Исследования педагогов и психологов указывают на то, что речь – одна из важных линий развития ребенка. Это подчеркивает и ФГОС и ФОП дошкольного образования, выделив речевое развитие в отдельную образовательную область, которая направлена на решение комплекса задач по овладению детьми речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитию связной речи и средствами ее выразительности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует педагога на формирование у воспитанников общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, в частности, ориентирует, на развитие личности, обладающей хорошо развитой речью. ФОП ДО ориентирует педагогов на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и любящего историю и культуру Родины.
Основная функция связной речи – коммуникативная, т. е. функция общения. ФОП дошкольного образования выделяет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая представлена в ООП ДО. Область направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, в том числе устного народного творчества.
Также программа дошкольного образования на основании ФОП выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», которая ориентирует педагога на развитие восприятия детьми художественной литературы, фольклора.
Таким образом, возможность использования устного народного творчества для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста обусловлена требованиями ФГОС и ФОП ДО, и педагог в процессе своей деятельности должен опираться на планируемые результаты освоения программы, при которых ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения; а также ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема развития связной речи через приобщение к устному народному творчеству является актуальной, что подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Однако, при организации образовательного процесса педагоги сталкиваются с противоречием между необходимостью развития связной речи дошкольников средствами устного народного творчества и отсутствием конкретного содержания методики речевого развития посредством устного народного творчества в программах дошкольного образования.
Теоретические основы развития связной речи детей средствами устного дошкольного возраста
Особое внимание к проблеме уделяли А. Ф. Афанасьев, М. А. Булатов, М. Забылин, которые считали, что в процессе усвоения устного народного творчества ребенок овладевает родным языком, изучает и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре русского народа.
Также к проблеме развития речи дошкольников через устное народное творчество обращались К. Д. Ушинский, А. Е. Водовозова, М. Горький, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, В. В. Гербова и другие педагоги и психологи, которые акцентируют внимание на устном народном творчестве как средстве материальной и духовной культуры русского народа и считают необходимым использовать фольклор в воспитании и развитии ребенка.
А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Ценность фольклорных произведений для развития речи дошкольников отмечали : М. Горький «Начало искусства слова – в фольклоре», Я. А. Каменский «…лучшее усвоение материала», Л. Н. Павлова «…высокая интонационная выразительность», Н. Н. Палагина «Способствуют формированию образности речи, словесному творчеству.
Исходя из вышеизложенного, мною были поставлены цель и задачи проекта.
Цель: способствовать развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству.
Задачи:
Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями по устному народному творчеству, способствующими развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Создать систему работы по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством. Использовать основные формы и методы работы по приобщению дошкольников к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через приобщение к устному народному творчеству.
Гипотеза.
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству будет эффективным при соблюдении педагогом следующих условий:
• осуществлен подбор оригинального содержания образовательной деятельности, способствующей развитию связной речи и проявлению познавательного интереса к устному народному творчеству;
• подобраны соответствующие формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста;
• создана развивающая предметно-пространственная среда на основе устного народного творчества, способствующая развитию связной речи дошкольников;
• созданы условия для развития педагогической компетентности родителей.
Этапы реализации проекта
На первом этапе работы по теме были определены формы и методы работы воспитанников и родителей, а именно:
Для детей :
- диагностика развития связной речи детей по критериям, разработанным на основе методики (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной);
- беседы и наблюдения;
- проведение ООД, досугов и праздников;
- картотека дидактических игр и наглядного материала;
- оформление педагогических пособий;
- оформление выставок и творческих работ.
Для родителей:
- анкетирование «Приобщение дошкольников к устному народному творчеству»;
- родительское собрание «Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников»;
- консультации;
- участия в конкурсах и творческих выставках;
- участие в праздниках;
- участие в пополнении развивающей предметно – пространственной среды в группе.
Для диагностики уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста мною была использована методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной (приложение 1).
К каждому из четырёх заданий выделены критерии диагностики, по которым производилась оценка ответов детей. Результаты обследования на начало диагностики показали из 24 воспитанников средней группы преобладающий низкий уровень развития связной речи по первому, третьему и четвертому заданию (от 52 до 35%) средний уровень – по второму заданию (Рассказ по картине) (от 33 до 43%). Высокий уровень развития связной речи дошкольников по всем четырём заданиям составил лишь от 14 до 22% детей. Самым сложным заданием для детей стало составление самостоятельного рассказа на предложенную тему. Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод, что необходима система работы по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
По результатам анкетирования родителей было выявлено, что у 70% родителей не сформировано достаточно знаний об устного народного творчества как о важном средстве развития речи детей, родители практически не используют устное народное творчество в воспитании детей, и лишь у 30% родителей этих знаний сформировано достаточно, родители стараются использовать устное народное творчество в развитии ребенка.
На основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что выбор эффективных средств, способствующих развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста представляется актуальной педагогической задачей. Одним из таких средств, на мой взгляд, является устное народное творчество.
Второй этап работы я начала с обогащения развивающей предметно-пространственной среды, выделения отдельного центра «Устное народное творчество», обогащение центра театрализованной деятельности, книжного центра, разработки дидактических пособий на основе устного народного творчества, разработка картотек игровой деятельности.
При организованной помощи родителей был создан мини-музей «Народные промыслы», в котором дети комплексно знакомились с русским народным творчеством, в том числе, с декоративно-прикладным творчеством.
Разработаны совместно с родителями дидактические пособия Лэпбук «Устное народное творчество», Лэпбук «В гостях у сказки», дидактическое пособие круги Луллия «Путешествие по сказкам» (приложение 2).
Далее мною был составлен перспективный план во развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста через устное народное творчество.
Следующим этапом определила организацию педагогического процесса с воспитанниками, а также взаимодействие с родителями и социумом.
Для достижения цели развития связной речи детей через устное народное творчество, я использовала различные формы организации педагогического процесса с детьми. В своей работе активно использовала театрализованную деятельность по русским народным сказкам, игры-драматизации. Была проведена серия ООД по развитию речи на основе устного народного творчества.
Широко использовала на занятиях и в режимных моментах разработанные совместно с родителями дидактические пособия на основе устного народного творчества : два Лэпбука и круги Луллия, которые способствовали активизации детской речи, построению связных, развёрнутых высказываний. Дидактические игры на основе устного народного творчества использовались как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, активно использовались сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, пальчиковые игры на основе устного народного творчества. В режимных моментах широко применялись потешки, поговорки и пословицы. В игровой деятельности использовались считалки, мирилки.
Также в педагогическом процессе активно использовались народные игры. В работе применяла такие методы и приемы, как: рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписей, использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; выставка детских рисунков, широко использовались словесные методы, такие как рассказ, беседа, составление рассказов детьми, пересказ. Были организованы досуги и развлечения для детей.
Следует отметить, что работа по развитию связной речи дошкольников через устное народное творчество не осуществлялось бы в системе без привлечения родителей.
Взаимодействие с родителями осуществлялось мной через активное участие родителей в досугах, праздниках, проектной деятельности. При участии родителей был организован проект «Моя любимая сказка», в рамках которого проходил творческий конкурс «Придумай свою сказку», конкурс рисунков «Моя любимая сказка». Итоговым мероприятием проекта стал совместный с родителями досуг «В гостях у сказки».
Также для повышения педагогической компетентности родителей использовались:
- информационно-педагогические материалы, наглядная информация, консультации, выставки детских работ;
- объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по организации развивающей предметно-пространственной среды (оформление мини-музея, дидактических пособий, костюмов ряжения);
- анкетирование по проблеме приобщения детей к устному народному творчеству;
- участие в совместных конкурсах.
Очень важным в работе считаю и взаимодействие с коллегами на уровне ДОО, использовались такие формы работы, как мастер-класс, выступление на пед. совете, консультации, помощь при оформлении мини-музея.
Огромную роль в решении поставленных мною задач играет взаимодействие с социумом. В своей работе активно использую воспитательный потенциал объектов социума. Это Дом культуры, библиотека, театр юного зрителя. Были использованы такие формы взаимодействия с социумом, как экскурсия в библиотеку, праздники и развлечения, организованные совместно с Домом культуры, театральные постановки, организованные актерами ТЮЗа.
Таким образом, обозначенные мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и родителями, социумом, способствуют развитию связной речи у дошкольников, приобщению к устному народному творчеству.
При сравнении результатов диагностики на начало и конец года были сделаны следующие выводы:
- повысился уровень развития связной речи у большинства детей средней группы, увеличился уровень развития связной монологической речи, дети стали более уверенными в себе не только в момент пересказа и рассказывания, но и в игровых моментах. В речи большинства детей присутствуют все части речи, типичные для данной возрастной группы, высказывания стали более последовательными, развёрнутыми, красочными. Кроме того, значительно обогатились знания детей об устном народном творчестве, дети стали активно применять в играх считалки, мирилки, потешки, проявлять больший интерес к театрализованной деятельности, самостоятельно организовывать театральные постановки.
При повторном анкетировании родителей были получены следующие результаты: у 70% родителей сформированы знания об устном народном творчестве и они активно стали использовать устное народное творчество в воспитании детей, и 30% родителей редко используют устное народное творчество в воспитании своего ребенка.
Диапазон личного вклада:
- составлен перспективный план по теме «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»;
- совместно с родителями сделаны дидактические пособия: круги Луллия «Путешествие по сказкам», Лэпбук «Устное народное творчество», Лэпбук «В гостях у сказки»;
- создан мини-музей «Народные промыслы»;
- разработаны сценарии ООД по развитию речи на основе устного народного творчества;
- обобщен опыт работы МБДОУ по теме «Устное народное творчество как средство речевого развития детей»;
- сшиты костюмы для народных подвижных игр, театрализованной деятельности.
Таким образом, результат работы позволяет сделать вывод, что использование устного народного творчества в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста является действенным и эффективным.
Литература
1. Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного
возраста средствами устного народного творчества/ О. В. Акулова // Воспитываем дошкольников самостоятельными : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2000. – С. 56-64;
2. Бахвалова, Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/ Н. И. Бахвалова //Дошкольное педагогика. – 2008. – № 8. – С. 20-23;
3. Еременко, С. В. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте/ С. В. Еременко, Т. И. Леонова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – М., 2016. – С. 98-101.;
4. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Н. Е. Вераксы. – изд. 5 (инновационное, исп. и доп. – М. : Мозаика-ситнез, 2021. – с. 336
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 2017.—304 с. ;
6. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учеб. для вузов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Альянс, 2014. – 448 с. ;
7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Составители Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. – Ярославль; Академия развития : Академия Холдинг, 2004;
8. Рузанова, С. А. Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики/ С. А. Рузанова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 1. – С. 93-96;
9. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 288 с. ;
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» : текст с изменениями и дополнениями на 2013 год М. : Эксмо, 2013 – 208 с. – (Актуальное законодательство);
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. -М. : ТЦ Сфера, 2015 - 96с. ;
12. Федеральная образовательная программа дошкольного образования : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028.;
13. Черкасова, С. А. Роль детского фольклора в развитии речи детей раннего возраста/ С. А. Черкасова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 5. – С. 110-116.