Ульяна Громова
Успешное взаимодействие педагогов с родителями. Родительское собрание на дому
Родительское собрание на дому?
Возможно ли это?
Эту практику я использую успешно с 2009 года.
Я работала в группе раннего возраста. С первых дней всё внимание педагога направлено на детей, которые ещё не приспособлены к новым условиям. Воспитатель должен обеспечить малышам комфорт и безопасность. С другой стороны педагогу необходимо всё время держать тесную связь с семьёй, чтобы лучше понять характер ребёнка, его индивидуальные особенности, привычки, методы и приёмы воспитания применяемые в семье для того чтобы создать наиболее удобные условия адаптации, подобрать ключик к каждому малышу. Как же совместить эти два важных момента? Бросить детей и общаться с родителями? Или наоборот, отказаться от общения с взрослыми, чтобы направить всё своё внимание на вновь прибывших детей?
Публикация «Успешное взаимодействие педагогов с родителями, Родительское собрание на дому» размещена в разделах
Мы с родителями нашли новый способ общения - общение через интернет. Сейчас немало «садовских» групп, созданных в социальных сетях, но, как правило, они объединяют лишь родителей, а педагог там играет пассивную роль, или отсутствует вовсе. Конечно, с одной стороны, такая форма работы отнимает личное время педагога, но с другой стороны она даёт свои положительные результаты – родитель невольно становится активным участником педагогического процесса в группе детского сада.
Первая интернет группа в 2009 году была создана по предложению родителей на родительском собрании. С первых же дней существования интернет группы я стала принимать самое активное участие в её создании и, если можно так выразиться, её жизнедеятельности. Конечно, для успешной работы в такой форме необходимо убедить всех родителей группы, имеющих интернет ресурсы, вступить в эту группу и стать её активным участником. В группе контакта могут быть и те родственники, которые не имеют возможности побывать в детском учреждении или бывают там очень редко. Они посредством интернета знакомятся с ясельной жизнью своего сына, племянника, внука или братика. При этом родители, не посещающие интернет, не должны быть «за бортом» и, по возможности, воспитатель и родители группы доносят до него информацию интернет группы в необходимом объёме.
Что же может предложить педагог родителям в данной интернет группе?
Все родители связаны с моей страницей «Ульяна Валентиновна» и в «своих новостях» они могут прочитать повседневные групповые и общесадовские объявления, каждый в частном порядке может задать
вопросы и получить ответы на них в виде моих педагогических или личных советов (в зависимости от ситуации, а также я могу прислать компетентную ссылку из интернета на интересующий вопрос. И наоборот я могу задавать какие-либо вопросы или обращаться с просьбами к родителям по рабочим вопросам. Родительскому комитету удобно обращаться ко всем родителям по организационным вопросам, вывешивать свои отчёты о проделанной работе.
В нашей группе существует большое количество фотоальбомов, в которые вкладывают фотографии, как педагог, так и родители. Есть фотоальбомы о праздниках в детском саду, есть фотоальбомы с домашними фотографиями, но самый главный фотоальбом «Ясельные будни», в котором я выкладываю наиболее интересные, познавательные или просто забавные фотографии ежедневной деятельности детей в ГДОУ. Этот фотоальбом самый главный помощник мне и родителям. Во-первых, родители не остаются за «закрытой дверью» ГДОУ, они видят, чем занимаются их дети, какое настроение у них бывает. Это очень важно! Ведь иногда родитель утром отдаёт плачущего ребёнка в детский сад и не знает, как в дальнейшем прошёл его день. А видя каждодневный труд педагога и детей, родитель понимает, что ребёнок не будет целый день сидеть в уголочке и тихо плакать, скучая без мамы. Ещё одна ценность этого альбома в том, что я предлагаю родителям фотографии проведения различных видов деятельности, которые потом они могут повторить дома с малышом: различные способы рисования, лепки, дидактические игры, различные настольные игры и т. д. Ведь, не для кого ни секрет, что многие современные родители не знают как и чем надо заниматься с ребёнком и оставляют главную роль воспитания телевизору.
Видеоролики, содержащие интересную и полезную информацию: например, о роли телепередач, о роли телевидения в жизни ребёнка, о том, как уберечь ребёнка от негативного воздействия некоторых телепередач и мультфильмов на психическое здоровье малыша; интересные мультфильмы или мультфильмы по текущим лексическим темам; видеозаписи детских утренников; видеоролики из повседневной самостоятельной или организованной деятельности детей; также это могут быть развлекательные ролики о детях, поздравительные ролики друг другу и т. д.
В обсуждениях группы родители имеют возможность вести диалог между собой при участии педагога или без его участия по различным темам. Назову лишь несколько тем из наших групп: «Полезные ссылки» (здесь родители и педагог делятся друг с другом ссылками по различным темам, от методов воспитания до покупки комбинезона ребёнку, «Карандаш или фломастер?», «Ротовирусная инфекция», «Утепление окон», «Субботник», «Что такое ГМО и с чем его едят», «Как развивать творческие способности», «Роль матери в социализации ребёнка», «Про мошек», «Воспитание мальчика и девочки», «Стихи и песенки» в этой теме я выкладываю тексты стихотворений и песенок, которые мы разучиваем в детском саду, «Давайте говорить друг другу комплименты» - здесь родители и педагог благодарят кого-либо за что либо, это своего рода доска
почёта, которая очень подхлестывает родителей быть активными участниками в жизни реальной группы в детском саду.
Аудиозаписи. Здесь я размещаю песенки или мелодии, которые мы разучиваем или под которые танцуем. Аудосказки такие же как те, которые мы прослушиваем в детском саду. Таким образом, дети вместе с родителями дома повторяют то, чем они занимались в садике, дети демонстрируют с гордостью свои умения перед родителями, а некоторые перед «далёкими» бабушками по скайпу.
Группа не должна быть скучной, назидательной и не интересной! Родители тоже любят игры, как выяснилось. В этом году каждому родителю, который совершил тот или иной «подвиг» (установка карнизов, уборка снега на площадке, сделанный своими руками видеоролик о жизни группы, уборка листьев на субботнике, сшитый бабушкой костюм доктора и т. д.) сопровождается приятной и забавной картинкой-призом на стене группы: медаль, кубок, охапка цветов, особо отличившемуся папе слитки золота. Родители счастливы.
Одна мама, шутя, мне сказала: «Может и мне своему мужу вешать картинки на стену, чтобы он дома был таким же помощником, как и в саду» J) .
Результат такой работы на лицо. Благодарные родители, знакомясь с жизнью реальной группы, видя усилия педагогов, направленные на воспитание и обучения их детей, принимают самое активное участие в жизни реальной группы, проявляют творчество, выдумку и даже соревнуются в желании оказать какое-либо содействие. Положа руку на сердце, я сама не ожидала эффекта от данной формы работы. Конечно, чтобы вести за собой родителей, педагог должен быть компетентен во многих вопросах, связанных не только с педагогикой, но и с медициной, социальными вопросами, он должен быть интересен как личность для родителей. Доверие к педагогу рождает уверенность в том, что ребёнок находится в надёжных, добрых, профессиональных руках, а доверие к педагогу от родителя передаётся ребёнку и он с хорошим настроением идёт в детский сад, успешно адаптируется и социализируется в своём первом обществе.
Часто слышу как воспитатели, и даже преподаватели курсов повышения квалификации, говорят об острой проблеме взаимоотношений между родителями и школой, детским садом, о нежелании родителей участвовать в жизни учреждений, в жизни детей. Мы с этой проблемой не сталкиваюсь.
Родители нашей группы всегда довольны работой педагогов и активно помогают детскому саду.
Форма общения в интернете стала незаменимой, тогда, когда группу посещал ребенок плохо слышащий, а его родители были инвалидами по слуху. Только посредством интернет общения мы смогли общаться с мамой. И это был успешный опыт, который помог работать и в этой ситуации в тесном взаимодействии с семьей. К концу года, ребенок не имеющий языковой среды дома, заговорил в садике. Мама воспользовалась нашими рекомендациями чаще взаимодействовать с родственниками с сохранным слухом и речью.
С этого учебного года я воспитатель младшей логопедической группы и продолжаю вести такую группу со своей напарницей, уверена в работе с родителями детей с задержкой речевого развития нам будет много что обсудить, дать полезные рекомендации и наладить тесный контакт, который так необходим для успешного педагогического процесса.