бедюрова Наталья Краевна
Эссе «Успех — самый лучший воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня общество предъявляет к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в педагогике, психологии, физиологии, различных сферах общественной жизни, уметь ориентироваться в современной политике, экономике и т. д. Он должен учиться всему постоянно. И я как учитель работаю над творческой темой «Использование элементов национального быта и фольклора как средство формирования социокультурной и межкультурной компетенции школьника при обучении иностранному языку». В данный момент эта работа находится на заключительном этапе. Но я также являюсь классным руководителем 9 Г класса и работаю над темой «Воспитание личности через создание ситуации успеха».
Публикация «Эссе „Успех — самый лучший воспитатель“» размещена в разделах
А что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы или помочь ему вырасти таким. А это возможно только при создании необходимых условий. И по- моему, самое главное условие- создание ситуации успеха. Вот почему я выбрала эту тему. Чтобы воспитанник стал добрым, честным, ответственным ему необходимо неустанно внушать установки, что он хороший, добрый и ответственный. Данные установки играют роль своеобразных внутренних программ, задают ребенку алгоритм поведения, которому человек следует механически. Если ребенок неряшлив, безответствен, безволен, ему следует говорить, что он аккуратный, умный, ответственный. И лично не сомневаться, что воспитанник станет таким, каким должен быть.
Нашим детям предстоит жить в сложном, противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны это мир, в котором люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей. Мой долг и долг каждого педагога - дать человеку то, в чем он нуждается, т. е. чувство собственной значимости. Успех - самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку уверенность в себе, торжество победы. Тот, кто победил себя, победил весь мир.
Одна из первоначальных условий успеха, я считаю завоевание пропуска в страну детства. И это очень сложная задача. Если я найду ключик и дорожку к сердцу ребенка, стану для учеников самым близким человеком, то в этом моя сила, в этом формула успеха. А целью моей работы я считаю создание ситуации успеха для развития свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
И так, эта цель может быть реализована с разной степенью глубины в различных условиях воспитания. Но прежде всего в школе должны быть созданы условия для деятельности и творчества, для самораскрытия и саморазвития всех членов коллектива. При организации воспитательной работы необходимо главные усилия направить на создание в классе такого психологического климата, таких радостных торжественных традиций, при которых, вспоминая о классе, ребенок скажет: «Это не класс, где учат, это класс, где прежде всего любят, уважают. Это класс, где трудно, весело, интересно и радостно!». А хорошая школа всегда начинается с веры и любви к своей школе, своим педагогам, своим товарищам. В этих словах мое профессиональное кредо, символ моей веры, коренное убеждение, основа моего мировоззрения.
Но проблема все еще есть, и от её разрешения зависит и развитие общества, и совершенствование его членов. Допустим, усилия методистов, учителей дали свои плоды, и учащиеся знают предмет, получили хорошие отметки. Говорит ли это о том, что ученики теперь будут успешно продвигаться по профессиональной лестнице, у них все будет в порядке в семейной жизни, они будут нравственными людьми, им повезет в дружбе и любви. Как бы ни так! Успехи в обучении вообще мало о чем говорят. Вот здесь то и всплывает разница между качеством воспитания и качеством обучения.
В нашем классе уровень обученности (43%, из 17 учеников- 1 отличница и 6 хорошистов) и воспитанности пока многих удовлетворяет: и родителей, и учителей, и администрацию. Да и правонарушителей тоже нет. По итогам учебного года класс занимает четвертый год первое место в школе, и каждый год поощряется поездками по интересным местам республики. Это, наверное, наш маленький успех. Но обольщаться этим не нужно. Сами родители, ученики, учителя и руководство школы понимают, что есть еще проблемы. Думаем, планируем, чтобы разрешить возникшие проблемы всем миром.
Сегодня стало модным утверждение, что педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. С этим суждением можно согласиться. А основоположник педагогики Л. С. Выготский говорил: «Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы он хотел его видеть». Оказывается, человек ведет себя по отношению к окружающим так, как он относится к самому себе. Если ребенок имеет установку «Я - хороший ученик», то он готовится к уроку, переживает за оценки, за поступок, старается его улучшить. «Я - плохой ученик» не будет учить уроки, потому что это бессмысленно. Из этой закономерности вытекает алгоритм педагогического взаимодействия с воспитанником. А именно, чтобы воспитать Человека с большой буквы, нужно внушать установки, что он добрый, хороший. И я использую в своей работе такие концептуальные соображения, как внушение гуманных установок, заражение высокими идеалами, подражание привлекательными жизненными примерами, внушение чувства собственной значимости, человек рождается не для поражений, а для побед.
Внушение, заражение, подражание не кратковременный процесс, а кропотливый труд, который базируется не на сухих фактах, правилах, а на естественные механизмы социального распределения и жизнетворчества.
Какое бы направление ни выбрал учитель, какую бы задачу он ни решал, главная функция его деятельности - воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью воспитателя является ребенок, его духовно - нравственный мир. И этой ценностной ориентации придерживаться должны. И я люблю своих воспитанников, забочусь об их здоровья и самочувствия, интересуюсь их успехами и неудачами. И они ко мне также относятся.