Олеся Мусулькина
Условия развития любознательности у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) является благоприятным в аспекте формирования детской любознательности, и для этого имеются все предпосылки. В исследованиях (Л. Р. Болотина, Л. С. Выготский и другие) было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, исследовательской, познавательной деятельности.
Публикация «Условия развития любознательности у старших дошкольников» размещена в разделах
Исследования ученых (Л. Р. Болотина, Л. С. Выготский, Р. С. Немов и другие) выявляют особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста, отмечая, что в этот возрастной период происходит много преобразований согласно возрасту, развитию познавательных процессов. У старшего дошкольника совершенствуются психические и физические функции; возникают личностные образования, познавательные мотивы, потребности в умственной активности, стремление познавать новое.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания; у него формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Согласно концепции Л. С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализирутся.
К достижению старшего дошкольного возраста у большинства детей формируются интеллектуальные возможности, существенно возрастают возможности умственной деятельности. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Развитие логического мышления у старшего дошкольника не происходит изолированно, оно связано с общими изменениями в жизни ребенка, с изменением его отношения к окружающей действительности.
Ученые (Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков и другие) отмечают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внутренний план действий, характерных для логического мышления; дети «способны решать задачи в наглядно-действенном плане, решать задачи во внутреннем плане» при включенной речи с выдачей готового словесного решения без обращения к практическим действиям с предметами.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача начинает выступать перед ребенком. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются разнообразных сторон действительности.
Задавая вопрос, ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Решение интеллектуальной задачи производится здесь еще не в контексте особой познавательной деятельности, как у школьника, оно побуждается практическими и игровыми мотивами.
В старшем дошкольном возрасте развитие образного мышления позволяет ребенка создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. Можно также говорить о развитии важной составляющей творческой способностей старших дошкольников – способности к преобразованию. Так, в процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями.
Со слов Р. С. Немова, дети старшего дошкольного возраста иногда могут устанавливать зависимость между объектами или явлениями; дети этого возраста часто «могут приходить и к способности осознавать ситуацию, требующего специального разрешения». Осознание ребенком непонятности воспринимаемого создает потребность объяснения и понимания явления, создавая тем самым предпосылки развития у дошкольников новых форм мыслительной деятельности.
Старший дошкольник начинает использовать мышление для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности, начинает исследовать окружающую действительность, исследовательскую активность, проявлять любознательность.
Следует отметить, что старшие дошкольники очень любознательны, и иногда сами себя называют «любознательными»; однако, чаще всего оценивают это качество по внешним оценкам.
У старших дошкольников создаются благоприятные предпосылки для развития любознательности. Так, в старшем дошкольном возрасте активизируется познавательное развитие ребенка. Его восприятие теряет свой первоначально глобальный характер; заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности.
По мнению Х. Г. Кисамеденовой, в старшем дошкольном возрасте формируется инициатива и любознательность как условия развития познавательной активности».
Необходимо также отметить, что к старшему дошкольному возрасту значительно возрастают возможности активности ребенка, что находит выражение в их поисковой деятельности, направленной на познание объективной реальности, познание новой информации.
Характерным выражением познавательной активности старших дошкольников являются бесконечные «почему», которые касаются разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос, ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу. По мнению С. Л. Рубинштейна, «возникновение вопроса – это верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания».
Признаками развития любознательности старшего дошкольника могут быть его различные желания:
– желание расширить свой кругозор;
– желание получить ответы на свои многочисленные вопросы;
– желание вникать в связи и отношения окружающей действительности;
– желание использовать все способы познания мира;
– желание утверждаться в отношении к миру.
На наш взгляд, когда дети старшего дошкольного возраста начинают задавать большое количество вопросов взрослому, это может говорить о высокой степени выраженности любознательности, познавательной активности детей.