Юлианна Сытникова
Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:в статье рассматриваетсяпознавательная направленность, условия формированияее у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития и выделены виды познавательной направленности. Представлены основные средства педагогической деятельности, направленные на развитие познавательной направленности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: познавательная направленность, составляющие познавательной направленности, показатели проявлений, стадии развития проявлений.
В исследованиях по психологии и педагогики доказано, что формирование познавательнойнаправленностивзаимосвязанно с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иначе говоря, интерес является синтезом сложных личностных процессов [1; 2]. Г. И. Щукина характеризует его сущность, потребностью проникать в суть происходящего (а не просто быть потребителем информации, изучением теоретических и научных основ конкретной области знаний, относительно стойкимжеланием к непрерывномууглубленному и основательному их анализу[3]. Познавательная направленность включает в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы. Под воздействием интереса ребенок не только стремится узнать новое, пополнить и расширить свои знания, но и активно использует эти знания в разнообразных видах деятельности.
Г. И. Щукина определила три вида познавательной направленности :
1. Эпизодическое переживание илиситуативный;
2. Эмоционально-познавательнаясвязьс предметом, объектом или определенным видом образовательной деятельности;
3. Направленность личности или личностный[4].
В классификацию А. К. Марковой включены не только этапыформирования познавательной направленности детей, к примеру по таким факторам как активное и самостоятельное поведение, степень вовлеченности к образовательному объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательной направленности по его нацеленности на конкретныесоставляющие учебной деятельности. Также автор выделяет качественные и динамические характеристики познавательнойнаправленности[5]. Не взирая на то, что классификация А. К. Марковойпостроена на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение,которое можно применить к детям старшего дошкольного возраста.
Н. А. Бойченко, Л. Ф. Захаревич, Н. К. Постниковой и другие, выделяли стадииформирования устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к познавательному виду деятельности (в основе лежит концепция развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Ученые установили, что эти стадии характеризуются в следующем: появлениенерегулярной и кратковременной познавательной направленности, основанной на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательной направленностис помощью увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. После углубление познавательной направленностипо средствамжелания детей учиться и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности.
Существуют и другие подходы в изучении этого вопроса, к примеру, в исследовании О. В. Прозоровой были сформированыусловия, на основании которых возможно установить уровень сформированности познавательной направленности.
Э. Л. Баранова определяет ряд оценочных критериев формирования познавательной направленности у детей дошкольного возраста в структуре общей способности к обучению.
Анализируя особенности познавательной направленности,мы можем выделить факторы его формирования у детей дошкольного возраста. В данную классификациюфакторов включены три позиции: ведущие компоненты познавательного интереса, условия его проявлений и этапыформированияэтих проявлений.
Кфакторам развития познавательной направленности в дошкольном возрасте относятся : интеллектуальная, эмоционально-волевая и процессуальная составляющая. Рассмотрим подробно каждую из них.
Интеллектуальнаясоставляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:
•появление познавательных вопросов;
• нацеленность на изучаемый объект;
• знания об окружающем мире.
Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :
1. Представления не имеют систему; присутствие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; присутствие познавательных вопросов предметного характера,
2. Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов,
3. Представления становятся системны; присутствие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей; появление познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений.
Эмоционально-волевая составляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:
•возникновение эмоций, соединённых с познанием;
• активное и самостоятельное преодоление трудностей;
• сосредоточенность и внимание к образовательным данным.
Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :
1. Познавательная пассивность, избегание деятельности в случае затруднении,
2. Познавательная активность, требующаястимулирования со стороны взрослого; преодоление трудностей с помощью взрослого,
3. Высокий уровень самопроизвольной активности; самостоятельная деятельность основанная на интересе; потребность в преодолении трудностей; надежная эмоционально-познавательная направленность на выбранную сферу окружающей реальности.
Процессуальная составляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:
•научный подход в разрешении умственных и поисковых задач;
•желание найти нетривиальный способ решения поисковой задачи;
• обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности;
• проявление умений вступать в диалог по поводу познания.
Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :
1. Ориентированность на результат познавательной работы; изобретательность в определении поставленных задач; индивидуальный стиль деятельности,
2. Умение ставить цели или задачи; вовлеченность к сущности объекта познания; событийное включение в диалог с коллегой по познавательной деятельности; проявление интереса к различным вариантам разрешения задач,
3. Нацеленность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; применение различных необычных способов в преодолении поставленных задач.
Необходимо обратить внимание нафизиологический и психологический рост ребенка дошкольного возраста в процессе которогоприсутствуютопределенные закономерности, оказывающие воздействие на процесс формирования познавательной направленности. Очевидно, что каждый этап развития основных проявлений ребенок преодолевает в определенный возрастной этап. Преодоление первогоэтапасвойственно для детей 3–4 лет, в момент, когда начинается проявление осознанного отношения к окружающему миру, проявляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему, что является новым и необычным. Второй этап характерен для детей 4–5 лет, в момент, когда появляетсяпотребностьв самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третий этапначинаетсяв 6–7 лет, в результате,когдасформированной навыков практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о ярко выраженной познавательной позиции.
Таким образом, ведущим в развитии познавательной направленности является познавательное взаимодействие дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно проявляется в разных формах : от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т. д. Применяя инновационные методы, возможно обогащать данную информацию проблемным содержанием, расширять его, постоянно обогащать. Наряду с этим важно развивать у дошкольников эмоциональное отношение к процессу познания. Что будет нацелено на создание мотивацииу ребенка. Взрослый в ходе взаимодействияслужитносителем информации, демонстратором способов ее получения и обработки.
По нашему мнению ведущим инструментарием педагогической деятельности являются: образовательная среда, эмоционально-позитивная атмосфера, традиционные и инновационные источники познавательной информации (познавательная литература, общение). Концентрирование предметной среды, формированиеблагополучной эмоциональной атмосферы, применение разнообразных источников информации, а также демонстрация возможностей для их привлечения на протяжении всей педагогической работы.
Список литературы
[1] Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. С. 12.
[2] Постникова Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников : автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1987.
[3] Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 16–27.
[4] Маркова А. К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990.
[5]Захаревич Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. С. 21.
© Ю. Б. Сытникова, 2021г.