Лучший педагог года

Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Юлианна Сытникова
Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:в статье рассматриваетсяпознавательная направленность, условия формированияее у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития и выделены виды познавательной направленности. Представлены основные средства педагогической деятельности, направленные на развитие познавательной направленности у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: познавательная направленность, составляющие познавательной направленности, показатели проявлений, стадии развития проявлений.

В исследованиях по психологии и педагогики доказано, что формирование познавательнойнаправленностивзаимосвязанно с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иначе говоря, интерес является синтезом сложных личностных процессов [1; 2]. Г. И. Щукина характеризует его сущность, потребностью проникать в суть происходящего (а не просто быть потребителем информации, изучением теоретических и научных основ конкретной области знаний, относительно стойкимжеланием к непрерывномууглубленному и основательному их анализу[3]. Познавательная направленность включает в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы. Под воздействием интереса ребенок не только стремится узнать новое, пополнить и расширить свои знания, но и активно использует эти знания в разнообразных видах деятельности.

Г. И. Щукина определила три вида познавательной направленности :

1. Эпизодическое переживание илиситуативный;

2. Эмоционально-познавательнаясвязьс предметом, объектом или определенным видом образовательной деятельности;

3. Направленность личности или личностный[4].

В классификацию А. К. Марковой включены не только этапыформирования познавательной направленности детей, к примеру по таким факторам как активное и самостоятельное поведение, степень вовлеченности к образовательному объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательной направленности по его нацеленности на конкретныесоставляющие учебной деятельности. Также автор выделяет качественные и динамические характеристики познавательнойнаправленности[5]. Не взирая на то, что классификация А. К. Марковойпостроена на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение,которое можно применить к детям старшего дошкольного возраста.

Н. А. Бойченко, Л. Ф. Захаревич, Н. К. Постниковой и другие, выделяли стадииформирования устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к познавательному виду деятельности (в основе лежит концепция развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Ученые установили, что эти стадии характеризуются в следующем: появлениенерегулярной и кратковременной познавательной направленности, основанной на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательной направленностис помощью увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. После углубление познавательной направленностипо средствамжелания детей учиться и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности.

Существуют и другие подходы в изучении этого вопроса, к примеру, в исследовании О. В. Прозоровой были сформированыусловия, на основании которых возможно установить уровень сформированности познавательной направленности.

Э. Л. Баранова определяет ряд оценочных критериев формирования познавательной направленности у детей дошкольного возраста в структуре общей способности к обучению.

Анализируя особенности познавательной направленности,мы можем выделить факторы его формирования у детей дошкольного возраста. В данную классификациюфакторов включены три позиции: ведущие компоненты познавательного интереса, условия его проявлений и этапыформированияэтих проявлений.

Кфакторам развития познавательной направленности в дошкольном возрасте относятся : интеллектуальная, эмоционально-волевая и процессуальная составляющая. Рассмотрим подробно каждую из них.

Интеллектуальнаясоставляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:

•появление познавательных вопросов;

• нацеленность на изучаемый объект;

• знания об окружающем мире.

Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :

1. Представления не имеют систему; присутствие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; присутствие познавательных вопросов предметного характера,

2. Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов,

3. Представления становятся системны; присутствие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей; появление познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений.

Эмоционально-волевая составляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:

•возникновение эмоций, соединённых с познанием;

• активное и самостоятельное преодоление трудностей;

• сосредоточенность и внимание к образовательным данным.

Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :

1. Познавательная пассивность, избегание деятельности в случае затруднении,

2. Познавательная активность, требующаястимулирования со стороны взрослого; преодоление трудностей с помощью взрослого,

3. Высокий уровень самопроизвольной активности; самостоятельная деятельность основанная на интересе; потребность в преодолении трудностей; надежная эмоционально-познавательная направленность на выбранную сферу окружающей реальности.

Процессуальная составляющая познавательной направленности включает в себя следующие показатели проявлений:

•научный подход в разрешении умственных и поисковых задач;

•желание найти нетривиальный способ решения поисковой задачи;

• обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности;

• проявление умений вступать в диалог по поводу познания.

Существует 3 стадии развития проявлений познавательной направленности :

1. Ориентированность на результат познавательной работы; изобретательность в определении поставленных задач; индивидуальный стиль деятельности,

2. Умение ставить цели или задачи; вовлеченность к сущности объекта познания; событийное включение в диалог с коллегой по познавательной деятельности; проявление интереса к различным вариантам разрешения задач,

3. Нацеленность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; применение различных необычных способов в преодолении поставленных задач.

Необходимо обратить внимание нафизиологический и психологический рост ребенка дошкольного возраста в процессе которогоприсутствуютопределенные закономерности, оказывающие воздействие на процесс формирования познавательной направленности. Очевидно, что каждый этап развития основных проявлений ребенок преодолевает в определенный возрастной этап. Преодоление первогоэтапасвойственно для детей 3–4 лет, в момент, когда начинается проявление осознанного отношения к окружающему миру, проявляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему, что является новым и необычным. Второй этап характерен для детей 4–5 лет, в момент, когда появляетсяпотребностьв самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третий этапначинаетсяв 6–7 лет, в результате,когдасформированной навыков практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о ярко выраженной познавательной позиции.

Таким образом, ведущим в развитии познавательной направленности является познавательное взаимодействие дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно проявляется в разных формах : от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т. д. Применяя инновационные методы, возможно обогащать данную информацию проблемным содержанием, расширять его, постоянно обогащать. Наряду с этим важно развивать у дошкольников эмоциональное отношение к процессу познания. Что будет нацелено на создание мотивацииу ребенка. Взрослый в ходе взаимодействияслужитносителем информации, демонстратором способов ее получения и обработки.

По нашему мнению ведущим инструментарием педагогической деятельности являются: образовательная среда, эмоционально-позитивная атмосфера, традиционные и инновационные источники познавательной информации (познавательная литература, общение). Концентрирование предметной среды, формированиеблагополучной эмоциональной атмосферы, применение разнообразных источников информации, а также демонстрация возможностей для их привлечения на протяжении всей педагогической работы.

Список литературы

[1] Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. С. 12.

[2] Постникова Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников : автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1987.

[3] Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 16–27.

[4] Маркова А. К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990.

[5]Захаревич Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. С. 21.

© Ю. Б. Сытникова, 2021г.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2022 в 12:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлианна Сытникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД