Лилия Невская
Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность жить в обществе, взаимодействовать и общаться с другими детьми и взрослыми – одна из человеческих ценностей. Многие дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающие в стационарных учреждениях для ухода и воспитания, часто лишены такой возможности. Это заметно отражается на их эмоциональном и социальном развитии. Можно думать, что это происходит в силу тяжести нарушений развития. Однако каждый ребенок может быть включен в жизнь общества.
Темочки:
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Важно понимать, что тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не количество разных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.
Международная Конвенция о правах инвалидов определяет инвалидность как социальное явление, возникающее вследствие «взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Педагогический тезис, сформулированный Л. С. Выготским о том, что «социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Оно единственно только и способно воссоздать отсутствующие функции там, где их нет из-за биологической неполноценности ребенка», переносит акцент с медицинского на социальное понимание инвалидности. Включение в образовательное пространство детей, которые ранее считались «необучаемыми» и рассматривались в качестве «больных», требует изменения отношения к ним со стороны специалистов разных профессий и общества в целом. Отсутствие разнообразного социального опыта снижает шансы ребенка на высокое качество жизни, усугубляет поведенческие проблемы, страхи. А наличие опыта социализации, напротив, делает максимально оптимистичным его будущее.
Новая образовательная стратегия, открывающая доступ детям с тяжелой формой инвалидности к образованию, определяет необходимость создания оптимальных условий для реализации их образовательного потенциала. Для этого требуется определение содержания образования, условий его получения, требования к результатам обучения и их оценке.
В последние годы происходят значительные изменения в системе отечественного специального образования. Эти изменения помогают детям, временно или в течение долгого времени проживающим в детском доме, жить, развиваться и становиться самостоятельными в условиях, максимально приближенных к семейным и учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, в условиях, способствующих его включению в общество и созданию прочных социальных связей.
Для системной организации образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обобщения и внедрения в практику накопленного отечественного опыта необходим законодательно закрепленный инструмент. Роль такого инструмента выполняет ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данные стандарты гарантируют каждому ребенку с выраженным нарушением интеллектуального развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития равенство возможностей в получении качественного образования, обучение с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей развития, особых образовательных потребностей. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировано на формирование жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Возможным для этой категории детей в большинстве случаев признается индивидуальный образовательный маршрут обучения, который реализуется в системе комплексного сопровождения в условиях образовательного учреждения и детского дома, где проживает ребенок.
Учитывая особые образовательные потребности данной группы детей важно обеспечить :
- формирование социально-бытовых навыков и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению качества жизни;
-специальную помощь детям в развитии вербальной и невербальной коммуникации;
- длительную специальную работу по развитию самостоятельности и независимости от близких взрослых (учителя, тьютора, воспитателя и др.) в повседневной жизни;
- помощь в переносе и использовании уже усвоенных навыков и умений в повседневную жизнь;
- раскрытие способностей и интересов ребенка в разных видах практической и художественной деятельности;
- специальную индивидуальную помощь по осмыслению, упорядочению жизненного опыта ребенка.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей как формирование представлений, овладение знаниями и умениями, необходимыми ребенку с тяжелыми нарушениями в повседневной жизни. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, специальная индивидуальная программа развития, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итогом образования человека с тяжелыми множественными нарушениями развития является нормализация его жизни, то есть ведение образа жизни, присущего большинству людей: жизнь дома, а не в интернате; участие в решении бытовых вопросов; посильная трудовая деятельность совместно с другими людьми; способность и возможность самостоятельно организовывать и проводить свое свободное время. Конечно же, человек с тяжелыми множественными нарушениями развития будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального образования он станет менее зависимым от посторонней помощи и сможет выполнять доступные ему социальные роли.
Доступность образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно считать как эффективный инструмент, позволяющий достичь максимально возможной нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности, создающий предпосылки для их социальной интеграции.