Горячевская Алла
Уровни развития познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Уровни развития познавательных процессов
В научной психологической литературе можно обнаружить самые разные систематизации и типологии познавательных процессов. В качестве критериев определения категорий познавательных процессов выступают самые разные основания: - это и разная мера обобщенности познавательных процессов, - и разнообразные обстоятельства их функционирования, - и всевозможные варианты форм их внешнего проявления, отражения. В свою очередь перечисленные выше критерии дифференциации познавательных процессов становятся условием их уровневой систематизации. Такие попытки предпринимались, в частности, такими учеными, как Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов. Изначально обратимся к концепции познавательных процессов Л. М. Веккера [1] и пониманию в ее контексте уровней данных процессов.
Темочки:
Данным ученым предлагается принять за постулат 2-уровневость отражения предметного мира. В качестве таких двух основных уровней Л. М. Веккером определены уровень образный и уровень мыслительный. В свою очередь, каждый из названных уровней описан у данного автора более детально:
1. Образный уровень позволяет познавать окружающий мир через образы:
- первичные (ощущения и восприятие,
- вторичные (память и воображение).
2. Мыслительный уровень также включает два подуровня :
- допонятийный,
- понятийный.
На уровне образном в итоге самого что ни на есть прямого взаимодействии субъекта с объектом порождаются образы первичного характера, посредством которых становится возможным отражение тех или иных свойств. Процессами сенсорно-перцептивными названы ощущение и восприятие. Эти познавательные процессы можно описать и измерить в разных мерах: это их степень развития, и модальность, и степень обобщенности. Помимо указанных критериев к сенсорно-перцептивным познавательным процессам применимы показатели времени и пространства, а также степени стабильности.
Приведенные рассуждения можно проиллюстрировать на конкретных примерах следующим образом: имеют месть быть различия в образах визуальных и аудиальных. Есть количественные отличия по мощности раздражителя. Обобщенность дает о себе знать при выявлении ключевых характеристик отдельных предметов. На этом же образном уровне дают о себе знать образы другого порядка. Речь уже идет об образах вторичных. К таковым Л. М. Веккер [1] причисляет такие мнемические процессы и процессы воображения. В целом, их можно описать по тем же критериям и параметрам, что образы первичные, но они имеют и ряд отличий от первичных образов, в частности, своим проявлением. Если говорить об отличиях, то нужно отметить здесь отсутствие прямой привязки к сенсорике и перцепции. Образы вторичные, как правило, порождаются стремительно, молниеносно, при этом, с другой стороны, для них же характерна хронологическая протяженность, а не быстрое исчезновение вслед за таким же быстрым появлением. Эти образы уже не такие отчетливые, их черты больше размыты. По описанию Л. М. Веккера, «чем более длительным является срок хранения образа, тем в большей мере конкретные оттенки выпадают из образа» [1, c. 186].
Вслед за Л. М. Веккером, можно выделить перечень характеристик познавательных образных вторичных процессов :
- неустойчивость,
- фрагментарность,
- обобщенность.
Второй, выделенный Л. М. Веккером [1], уровень познавательных процессов назван мыслительным. Данный уровень, как и предыдущий, включает пространственные характеристики, силу проявления, модальность, характеристики временные. Однако, если говорить о пространстве и времени, то применимо к познавательным процессам мыслительного уровня границы максимально расширяются. У познавательных процессов этого уровня нет исключительной связи с какой-то одной модальностью (в частности, зрение, слух, осязание, обоняние, - все они важны, в комплексе). В целом, данный уровень полимодальный. Помимо интенсивности, пространственно-временной модальности, этот уровень познавательных процессов отличается обобщенностью и опосредованностью.
Далее обратимся к рассмотрению уровневой структуры познавательных процессов, разработанной отечественным ученым-психологом Б. Ф. Ломовым [4]. В противовес выше рассмотренной уровневой структуре познавательных процессов, которая была 2-уровневая, нашим отечественным автором предложенная 3-уровневая система :
1) сенсорно-перцептивный уровень (ощущения, восприятие);
2) уровень представлений (память, воображение);
3) речемыслительный (речевое мышление).
Так, уровень сенсорно-перцептивный характеризуется тем, что «познание осуществляется в масштабе реального времени, при прямом взаимодействии с объектом» [4, с. 67]. Отражение окружающей среды на этом уровне осуществляется в форме первичных образов.
Первый выделенный Б. Ф. Ломовым уровень является «генетически исходным в развитии познавательных процессов человека» [4, с. 69]. Самый первый, выделенный Б. Ф. Ломовым, уровень познавательных процессов охватывает такие процессы, как ощущения и восприятие.
Если обратиться к трудам классика отечественной психологии – И. П. Павлова [5] – то можно заметить, что, собственно, к этому уровню относится деятельность анализаторная, деятельность органов чувств. Восприятие описывается в литературных источниках как «простейший познавательный психический процесс целостного отражения предмета и явления при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств» [5, с. 10].
Следом за сенсорно-перцептивным уровнем познавательных процессов в теории Б. Ф. Ломова следует уровень, именуемый уровнем представлений. На втором уровне познавательных процессов уже имеет место быть опосредованность отражения. На данном уровне у человека появляется возможность выхода за грань реального времени. Касаемо данного уровня образы становятся вторичными. Говоря о вторичности, имеется в виду актуализация из прошлого опыта человека. Эти образы более обобщены, более динамичны, но и менее целостны. Для образов данного уровня характерна потеря яркости, но, с другой стороны, получение обобщенности. К этому уровню Б. Ф. Ломов относит память, воображение.
Память трактуется как «форма психического отражения, заключающаяся в запоминании (запечатлении, сохранении, воспроизведении, а также забывании следов прежнего опыта» [5, с. 21]. Воображение есть психический процесс, заключающийся в «создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [6, с. 39].
Третий выделенный Б. Ф. Ломовым уровень познавательных процессов назван речемыслительным. Он предполагает применение личностью знаков или средств, как следствие, происходит овладение знаниями. На этом уровне понятия утрачивают чувственный характер, обретая наибольшую обобщенность, абстрактность, опосредованность. Нужно отметить, что речемыслительные процессы выполняют функцию интеграции всей системы познавательных процессов, в целом.
К третьему уровню Б. Ф. Ломов относит речемыслительные процессы. На современном этапе развития психологии бытует множество толкований термина «мышления», что отражает различия в понимании его природы. Так, Ж. Годфруа определяет мышление как «высшую ступень познания человеком действительности» [2, c. 99]. По определению В. Н. Дружинина, мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [3, c. 53].
Таким образом, уровневый принцип дает возможность личности отражать мир в самых разных формах. Благодаря этой уровневости мир отражается как формах образных, так и в формах другой природы – понятийной. Эти формы между собой тесно взаимосвязаны. Абсолютно для всех познавательных процессов, вне их причисления к тому или иному уровню, свойственны следующие параметры: - обобщенность, - антиципация. Отличием же являются разные нюансы проявления этих параметров в познавательных процессах разных уровней. В частности, можно говорить о разности проявления обобщенности на разных уровнях познавательных процессов. В случае с восприятием она проявляется на уровне единичного предмета. Если же речь идет о таком познавательном процессе, как мышление, то здесь уже обобщенность дает о себе знать при отношении между классами и категориями различных предметов. Для познавательных процессов характерен антиципирующий характер. Когда речь идет об антиципации, то здесь имеется в виду возможность отражения реальности с предвосхищением.
Список литературы
1. Веккер Л. М. Психические процессы : В 3-х т. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1996. Т. 2. Мышление и интеллект. 342 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х Т. Изд. 3-е, стереотипное. Т1. : Пер. с франц. М. : Мир, 2012. 496 с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2019. 150 с.
4. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М. : Наука, 2016. 437 с.
5. Павлов И. П. Избранные труды. М. : Наука, 2017. 876 с.
6. Романова М. В. Общая психология: познавательные процессы : учеб. - метод. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. 64 с.