Юлия Башорина
Уроки гнома Эконома
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности.
На мой взгляд, приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка.
Публикация «Уроки гнома Эконома» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево», «честно-нечестно», в ситуациях обмена пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Это сигнал возникновения новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции.
Мною была определена проблема:
• Создать развивающую среду с учетом совместной работы детей и воспитателя и для самостоятельной деятельности детей.
• Привлечь родителей к своей работе и работе своих детей.
Цель: формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Задачи:
1. Развитие у детей 5 – 6 лет предпосылок дедуктивного мышления, т. е. способности видеть многоообразие в системе взаимосвязей и взаимозависимостей у детей.
2. Развитие собственного образовательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, оценочного и критического отношения к миру.
Отличительные особенности программы:
Экономическая жизнь общества многогранна. Я не ставлю своей задачей охватить все ее стороны, а рассматривать лишь те ее аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребенка старшего дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
В реализации программы участвуют дети 5 – 6 лет (старшая группа).
Формы и режим занятий:
ФОРМЫ:
1. Игра.
- сюжетно-ролевые игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. ;
- дидактические игры: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет» и др. ;
- комплексно-тематические занятия: «Город-завод», «Трудовой день города» и др.
2. Развлечения и вечера досуга.
3. Чтение художественной литературы.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Во второй половине дня 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
1) У детей расширяется представление об окружающем мире.
2) Увеличивается словарный запас слов за счет терминов и специальный названий.
3) У детей повысится любознательность и начнет формироваться логическое мышление.
4) Информирование родителей о реализации кружковой работы.
Требования к уровню усвоения программы кружка.
К концу года дети должны знать: что такое экономика и пользоваться специальными понятиями терминами.
Уметь: считать до 10, правильно использовать все, что необходимо для повседневной жизни взрослым и детям, бережно относится к своим и чужым вещам.
Иметь представления: о бережливости, об экономии.
Сведения об авторе:
Сединкина Юлия Вадимовна – воспитатель II категории. Педагогический стаж 5 лет. В данное время работаю с детьми 5 – 6 лет.
Учебно – тематический план.
№ Тема Теория Практика Всего
Моя семья.
1 Зачем людям деньги? Семейный бюджет. 15' 5' 20'
2 «В гостях у семьи Экономистов». 5' 15' 20'
3 «Доходы семьи Крокодила Гены» 5 15' 20'
4 «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашина». 5' 15' 20'
5 «Какие бывают расходы». 7' 13' 20'
6 «Путешествие в сказку». 7' 13' 20'
7 Сюжетно-ролевая игра «Маленькие покупки». 5' 15' 20'
8 «Интересные покупки». 5' 15' 20'
9 Игра «Домик-копилка». 7' 13' 20'
10 «В гостях у трех поросят». 7' 13' 20'
Мир денег.
11 Знакомство с понятием «деньги». 10' 10' 20'
12 Знакомство с понятием «деньги». 10' 10' 20'
13 «Чем лучше качество, тем дороже вещь». 10' 10' 20'
14 Рынок. Цена. 10' 10' 20'
15 Цена. Знаешь ли ты цены? 10' 10' 20'
16 Цена. От чего она зависит. 10' 10' 20'
17 Сюжетно-ролевая игра «Рынок». 5' 15' 20'
18 «Для чего нужен сберегательный банк» 10' 10' 20'
19 Натуральный обмен. Бартер. 10' 10' 20'
20 Обмен и деньги. 10' 10' 20'
21 «Интересный обмен». 5' 15' 20'
22 «Найди в сказке экономику». 5' 15' 20'
23 «Где делают настоящие деньги?». 5' 15' 20'
24 Меценаты. Благотворительная деятельность. 10' 10' 20'
25 «Волшебные превращения денежки». 5' 15' 20'
26 «Путешествие денежки». 5' 15' 20'
27 Деньги разных стран. 10' 10' 20'
28 «По одежке – протягивай ножки». 10' 10' 20'
29 Решение задач. 10' 10' 20'
Мир товаров.
30 У каждого человека должно быть интересное дело. 10' 10' 20'
31 Почему все взрослые работают. 10' 10' 20'
32 Когда продукт труда превращается в товар. 10' 10' 20'
33 Из какой книги пришел товар? 7' 13' 20'
34 Какие бываю товары. 10' 10' 20'
35 Ценность и украшение товара – его качество. 10' 10' 20'
36 Сколько заработал – столько и купил. 10' 10' 20'
Всего занятий: 36
Длительность занятия 20 минут.
Содержание образовательной программы:
(краткое описание тем – теории и практики)
Моя семья: умение считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью, частями целого обеспечивает усвоение детьми понятие бюджет и его возможных составляющих.
Мир денег: познакомить с понятием «деньги», с ценами на разные вещи, подвести к элементарному пониманию покупательной силы денежных знаков, история возникновения денег, ознакомление с экономическим понятием «валюта».
Мир товаров: каждая вещь – это товар. Товары бывают разные: промышленные, сельскохозяйственные, товары культурно-бытового назначения и др. Качество товара.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Формы занятий – игры, беседы, экскурсии, конкурсы, развлечения.
Приемы и методы организации образовательного процесса – чтение художественной литературы, проблемные ситуации, решение задач.
Дидактический материал –
Техническое оснащение занятий – телевизор, DVD-плеер, видеокамера, фотоаппарат.
Формы подведения итогов по каждой теме:
1. Сюжетно-ролевые игры;
2. Игра «КВН»;
3. Экономическая сказка.
Литература:
1. Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». – М. : Сфера, 2002г.
2. А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики». – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
3. А. А. Смоленцева «Знакомим дошкольников с азами экономики с помощью сказок». – М. : АРКТИ, 2006г.
4. А. Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников». – М. : Педагогическое общество России, 2005г.