Валентина Кардашова
Урок-экскурсия в весенний лес. Литература 5–6 класс.
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня”
В. И. Кардашова
Литература 5 - 6 кл.
Урок-экскурсия в весенний лес
Тема: Бушует май, черёмуха в цвету
Цель: 1) обзор творчества поэтов и писателей XX века о красоте родной природы; 2) совершенствование умений и навыков у уч-ся декламации поэтических и прозаических текстов; 3) воспитание эколого-патриотической культуры школьников.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: портреты поэтов и писателей, картины художников, рисунки учащихся, художественные книги, мяч, атрибуты для игр, призы лучшим чтецам, фотоаппарат, плакат со стихами С. Никулина (краеведческий материал)
Этапы:
1. Оргмомент: настрой на экскурсию, повторение правил поведения в природе
2. Определение места расположения учащихся на поляне, выборы жюри
3. Ход урока на природе :
Вводное слово учителя:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
(С. Погореловский)
Дети рассматривают полянку, на которой расположились, приветствуют лес криками: “Ура лесу!”
Учитель: Замечательный писатель и большой друг природы М. Пришвин писал: ”Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Давайте вспомним, ребята, какие сокровища жизни дарит нам природа.
( Ответы учащихся: называются полезные ископаемые не только РФ, но и Белгородской области: руда, торф, мел, глина, песок и др.
Дети говорят о красоте родного края: реках, лесах, дубравах, заповедниках; самый известный реликтовый заповедник в области – “Лес на Ворскле” под г. Грайвороном, что на реке Ворскла)
Учитель: А сейчас, ребята, мы обратимся к творчеству поэтов и писателей XXвека, которые славили красоту родной природы.
4. Информация об авторах (ученики и учитель) :
Дети делают мини-сообщения о творчестве М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Н. И. Рубцова, Н. И. Рыленкова, С. А. Есенина, белгородских поэтов Ю. И. Макарова, Б. И. Осыкове.
5. Декламация поэтических и прозаических текстов (учитель и учащиеся; жюри из уч-ся отмечает выступление чтецов) :
1) М. М. Пришвин (мини-зарисовки из книги “Времена года”)
2) К. Г. Паустовский (мини-зарисовки из книги “Мещёрская сторона”
3) Н. И. Рыленков “Всё в тающей дымке”
4) Н. И. Рубцов “Цветы ”
5) С. А. Есенин “Сыплет черёмуха снегом”
6) Ю. И. Макаров “Белополье”
7) Б. И. Осыков “В Ивне”
6. Жюри подводит итоги, а учащиеся принимают участие в артобзоре картин художников Саврасова, Куинджи, Шишкина; затем демонстрируют свои рисунки.
7. Весенняя инсценировка : мини-шоу с играми “Приметы весны”
8. Обмен мнениями (высказывания и рассуждения детей о красоте родной природы)
9. Подведение итогов урока-экскурсии, награждение победителей конкурса
10. Заключительное слово учителя:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает,
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки.
Пенью у птицы учись,
А трудолюбью у пчёлки.
(Л. Савчук)
11. Напутствие (Дети читают с плаката) :
Бушует май, черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её расцветы и закаты,
В её лесные ароматы –
И до земли ей поклонись!
Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
(В. Суслов)
12. Рефлексия: обращение к плакату (чтение мнения С. Никулина и высказывание Я- концепции) :
Русский лес
Нет ничего милее бродить и думать здесь:
Излечит, обогреет, накормит русский лес!
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
13. Дополнительная информация: Игры на поляне, прогулка по лесу, фотографирование на память.