Валентина Кардашова
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
5 класс, Русский язык
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему
Русский язык - клад и достояние русского народа
Учитель ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня” :
В. И. Кардашова
Урок-обобщение к разделу “Лексикология”
Цель: 1) познакомить учащихся с особенностями русского языка, как национального средства общения;
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 5 классе» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) тренировать детей в морфемном и морфологическом разборах русских слов и учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умения в подборе синонимов и антонимов;
3) прививать учащимся любовь к родному языку, учить их бережному обращению с речью, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
План:
1. Оргмомент – настрой на урок, представление учащимся гостей.
2. Речевая зарядка:
Что знает – всё скажет, и чего не знает – и то скажет (язык). Дети записывают это предложение в тетрадь и отгадывают загадку, подчё ркивая многозначность отгаданного слова:
Язык – 1) мышечный орган в полости рта (лизать языком; коровий язык;); 2) средство общения (славянские языки; русский язык); 3) пленный (захватить, привести языка); 4) в переносном значении: что-то удлинённой формы (язык башмака, колокола); 5) в переносном значении: язык дорожных знаков и т. д.
Учитель: Язык – средство общения между людьми и обозначения мыслей, - как сказал Кант. Язык – один из главных признаков нации, составляющее её культуры. Русский язык служит не только средством речевого общения, но и основой духовного развития личности.
Красной нитью на уроке пройдут слова К. Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (Учащиеся записывают предложение в тетрадь и составляют схему предложения с однородными членами)
Учитель: Русский язык – национальный язык : более 100 народностей в России говорят на нём. (Дети по карте показывают географические пункты).
3. Работа с эпиграфом: “Русский язык – клад и достояние русского народа, его национальная гордость”. (Уч-ся читают, записывают в тетрадь, выполняют синтаксический разбор.)
4. Физминутка: дети прослушивают песенку: “Здорово”.(Песенка есть в классном уголке) и делают свободные движения в такт музыке:
Утро новое встаёт над любимым городом,
Хорошо встречать восход – Здорово! Здорово!
Хорошо встречать восход – Здорово!
Каждый день и каждый час –
Всё здесь сердцу дорого!
Хорошо как жить у нас - Здорово! Здорово!
Хорошо как жить у нас - Здорово!
(Дети подпевают, а затем записывают в тетрадь синонимы к слову здорово, ищут аналогичные варианты в немецком и английском языках).
5. Подбор синонимов:
Здорово – хорошо, замечательно, прекрасно, чудесно, очаровательно, божественно, великолепно (синонимы).
Gut, wunderbar, wunderschn, bezaubernd. (нем. (Дети изучают немецкий и английский языки)
Good, fine, nice, charming. (англ.)
6. Морфемный разбор слов:
Очаровательно, charming, bezaubernd.
7. Лексическая работа:
а) этимология слов:
Родина, Отечество, Отечина, Отчизна
б) подбор родственных слов в английском и немецком языках :
motherland, homeland, country, Vaterland (n, Heimat (f).
в) пунктуационно-орфографическая работа:
Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.
Уч-ся расставляют знаки препинания, называют обращение, чертят схему предложения с обращением.
г) словообразование (см. выделенное слово матерью, работа в тетрадях; два ученика работают у доски: кто больше образует однокоренных слов) : мать, мама, мамочка, матушка, мамуля, мамулечка, мамка, матка; (только имена существительные)
Mutter, Mutti, Muttchen; (нем.)
Mother, Mummy, mum. (англ.)
Вывод: Русский язык богаче, так как в нём шире словообразовательный процесс; образуется больше однокоренных слов.
д) Краткий морфологический разбор: (в тетрадях, один)
Матерью – сущ., одуш., нар., Ж. род, III скл., ед. ч., Т. п.
Mutter – S, Lb., f.,., Akk. (сущ., одуш., ж. р., пр. п. – в нем. яз. только 4 падежа)
Mother – S., S. (сущ., ед. ч.)
Вывод (учащиеся подводят итоги и делают вывод вместе с учителем) : морфологических признаков у существительных русского языка тоже больше, нежели в английском и немецком языках.
8. Работа с плакатом: “Жив наш Белый город…” (см. Приложение).
(чтение и краткое обсуждение текста) :
1) чувство автора – патриотизм, восхищение, восторг;
2) лексическая работа:
а) переносное значение с подбором синонимов и антонимов: тьму врагов - тучи – множество ( сравнить: французы двинулись, как тучи);
синонимы: враг – неприятель, недруг, супостат, губитель, басурманин; на огнях пылавший – пожарища; ратный – трудовой; вольный – мирный, свободный, независимый; заря – восход, рассвет; к заре лицом – к расцвету! (объяснение смысла);
антонимы: юный – старинный; тьма – свет;
б) разбор словосочетаний (в тетрадях и 2 ученика у доски) :
в песнях соловьиных; город славы
Вывод учителя с уч-ся: Богат метафорический ряд в данном стихотворении (И. Чернухин “Белый город”, а значит снова отмечаем широту, богатство, меткость и волшебство русского языка. (Дети, читая стихотворение о Белгороде, испытывают чувство гордости за свой город – юный и старинный, город труда, славы и подвига.)
9. Подведение итогов:
Русский язык – клад и достояние, сокровище, богатство русского народа, которое надо беречь!
10. Оценка работы уч-ся, комментирование
11. Домашнее задание: списать стихотворение с плаката в тетрадь, выучить, произвести морфемный разбор 2- 3 выделенных слов.
12. Рефлексия: дети поднимают флажки – символы (триколор, тем самым показывая, что урок им понравился, у них бодрое настроение.
Приложение
И. Чернухин
***
Жив наш белый город, жив!
На огнях пылавший,
Тьму врагов он пережил,
Мой великий пращур!
Он стоит к заре лицом
Юный и старинный,
Над дремучим, над Донцом
В песнях соловьиных.
Город ратный, трудовой –
Лебедь величавый –
Вольный город твой и мой,
Город русской славы.
И стоять ему века –
Молодым и сильным,
Быть и быть ему пока
Есть земля Россия!