Татьяна Хохлова
Урок во 2 классе «Природа и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок во 2 классе. Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Тема урока : Природа и музыка
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов и выявление творческого потенциала
Задачи:
Публикация «Урок во 2 классе „Природа и музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учебные – умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);
- приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;
- развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Развивающие - духовное развитие личности;
- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;
- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;
- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.
- развитие целостного восприятия картины мира;
- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;
Воспитательные – приобретения навыков общения в диалоге;
- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);
- умение воспринимать окружающий мир в его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.
- сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- умение реализации музыкально-творческого потенциала;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование художественного вкуса;
- умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;
- понимание музыкального произведения, как способа выражения внутренних переживаний личности;
- четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;
- знание основных закономерностей музыкального искусства;
- элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности.
Тип урока : комплексного освоения искусства, урок-ярмарка творческих идей
Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: учебник для учащихся 2 класса начальной школы «Музыка» Е. Критская, репродукции картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни», «Осенняя песнь», стихотворение «Просто песня», краски, бумага, тематические сообщения учащихся 5 и 9 классов.
Муз. Инструменты: фортепиано
Муз. Репертуар: песня «Однажды» сл. и муз. О. Лобова, «Всюду музыка живёт» сл. В. Суслов, муз. Я. Дубравин, «Да здравствует музыка!» сл. Н. Найдёнова, муз. Е. Тиличеева, «Вот я вижу» сл. и муз. Г. Гладков.
Аудиозаписи: «Весна и осень» Г. Свиридов и другие пьесы, «Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковский.
Ход урока
1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
2. Подготовка к усвоению материала
Учитель: У каждого человека своё счастье
… о, Музыка! Душа моя! Твоё небесное звучанье, как нежный ветер в облаках, как голубых небес сиянье!
Ребята, предлагаю вам продолжить это стихотворение строчками знакомыми «Просто песня»
Учащиеся: В поле однажды сказали цветы: «Все мы зовёмся чудом весны».
Ранней весной произнёс рассвет, что в капле росы поместился весь свет.
В зимнюю стужу пропела метель: «Белое облако село на дверь».
Горный ручей зазвенел у окна, словно пропев: «Я бегу в никуда».
Ветер качая зелёной листвой, мне прошептал: «Я с тобой, я с тобой».
Дождик закапал, стуча по крыльцу: «Я всё умею, я всё могу!»
Радуга купол раскрасила неба! Радуйтесь, радуйтесь белому свету!
Туча накрыла полнеба вдали; кто-то промолвил, что всё впереди.
«Что происходит?» - подумала я. Буду ответа я ждать от тебя.
Учитель: Ребята, а споёмте-ка песенку «Однажды»
Ответы учащихся: 5-6 минут
3. Подача нового материала
Откройте учебник на странице 120-121. Композитор и художник – каждый по-своему выразил своё отношение к временам года. Обратите внимание на эти репродукции. Что на них изображено. Дайте им свои названия. Что вы чувствуете глядя на них. Какие тона художник использовал?
Ответы учащихся:
Учитель: А теперь ребята послушаем музыку Г. Свиридова. Прошу вас с помощью этих подсказок (на доске) охарактеризовать эти пьесы.
/ «Весна и осень» 2 пьесы в миноре и мажоре/
Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какую ладовую принадлежность имеют?
Ответы учащихся:
Учитель: Хочу напомнить вам о том, как вы сочиняли песенки, создавали звуковые картины (воспроизводили голос леса, перезвон дождевых капель, шум ветра и др.) Ваши музыкальные впечатления и новые знания отражались в рисунках. А к этому уроку вы приготовили свои наблюдения? Как интересно проявляла себя природа? Что вас в ней особенно порадовало или огорчило? Прошу вас озвучить свои впечатления. /наблюдения учащихся/
1. «Хорошая погода»
2. «Улыбка солнца»
3. «Облако»
4. «Весёлое солнце»
5. «Я в лесу»
6. «Плачущий лес»
7. «Музыка леса»
Отличная работа! А сейчас мы послушаем, какие яркие творческие идеи возникли у учащихся 5 класса. Наши гости расскажут, как познакомились на уроках музыки с творчеством нашего художника В. Борисова-Мусатова, а ещё и о том, что музыку можно увидеть и рисовать, а живопись можно услышать и сочинять. Итак для вас «Осенняя песня».
/выступление пятиклассников/
Спасибо пятиклассникам, а мы продолжаем и приглашаем учащихся 9 класса, которые в прошлом году знакомили своих одноклассников со своими исследовательскими проектами. Синтез искусств, музыки и живописи в творчестве малоизвестного композитора В. Шишкарева. «Весенние мотивы»
Итак, слово девятиклассникам.
4. Выполнение творческих заданий по образцу и в сходных условиях
Учитель: Ребята хочу предложить вам разделиться на 2 творческих группы «Композиторы» и «Художники». С 1й группой творческими идеями обмениваются 9тиклассники, а со 2й – 5тиклассники. Задание для «Композиторов» - они рисуют музыку, пластически интонируя её, т. е. в движении, возможно в пластическом этюде.
Задание для «Художников» - они рисуют музыку красками на бумаге.
Группы, приготовились, начинаем работу. /в записи звучат разные пьесы Г. Свиридова/
Присутствующим родителям предлагаю познакомиться с рисунками Анастасии Дергуновой. Как интересно девочка воплощает музыкальные образы и волшебно превращает их в художественные произведения.
5. Анализ и оценка
Ярмарка творческих идей учащихся, гостей и родителей
Песни «Вот я вижу…» и «Да здравствует музыка!»
6. Подведение итогов урока :
Учитель: Счастье – это может быть и подарки, и конфеты, и куклы и машинки…А ещё : счастье – когда никто не плачет, когда тебя любят…
У нас с вами общий поиск пути к счастью, к его пониманию, к жизни наполненной красотой. Мы вместе слушали, исполняли музыку, любовались облаками, мы рисовали, размышляли и придумывали свои стихи, рассказики, говорили о грусти и радости, о красках и звуках.
Музыка свободна и прекрасна! Я рада, что этот урок комплексного освоения искусства заложены неисчерпаемые возможности для вашего развития, тончайшего слуха души. Именно это помогает нам всем даже среди кризисов и потрясений всё же собраться с силами для жизни творческой, интересной, увлекательной. Музыка учит нас воспринимать этот мир как мирную гармонию!
Песня «Всюду музыка живёт»
На этом урок окончен. До новых встреч с искусством в мире прекрасного!