Татьяна Борщ
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок «Урок вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
2. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей.
3. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Публикация «Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок „Урок вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки, деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник, иллюстрации к русским народным сказкам» Маша и медведь, «Колобок», «По щучьему веленью», «лиса и Журавль», «Царевна - лягушка».
Ход занятия.
1. Организационный этап
2 Основная часть занятия.
a. Путешествовать- это замечательно!
-Вот и пришло лето. Вы подросли, и теперь будете ходить в старшую группу.
Старшая группа…
Что это значит?
Значит, никто уже утром не плачет.
Суп не прольёт на рубашку никто.
Всё надевать научились пальто.
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем не папе не маме
Наши друзья Маша и Саша тоже повзрослели. Как и вы, Маша пойдёт в старшую группу, её брат Саша - в третий класс.
Помните сказку :
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африку! В Африке акулы!
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Машенька и Сашенька - в Африку бегом,
В Африку!
- Кто написал эту сказку?
- Помните, как чуть было не закончилась печально эта история? А всё почему?
Потому что ушли без спроса и одни, без взрослых.
- Но путешествие - это замечательно! Во время путешествия можно узнать много нового, интересного, многому научиться. Не зря во все времена, с древности и до наших дней, люди плыли на кораблях и плотах, ехали на верблюдах и собаках, машинах и санях, летели на воздушном шаре и самолёте для того, чтобы побывать в незнакомых местах, узнать какие растения там растут, какие животные обитают, чем занимаются люди, живущие вдалеке от нас.
В. Мы ждём гостей.
-И вот доктор Айболит собрался навестить своих пациентов, которые живут в разных уголках Земли. Кто пациенты доктора Айболита?
-И, конечно же, добрый доктор пригласил с собой Машу и Сашу. Во время поездок они будут доктору и попутчиками, и помощниками. Кто такие?
- Как образовалось это слово?
- Но для того, чтобы отправиться куда-то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости в семью Маши и Саши, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии. Скажите: что делают хозяева дома, когда ждут гостей?
(наводят порядок в доме, готовят угощение)
-А что значит навести порядок? (Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.)
-Кто обычно занимается этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?
_Как вы думаете, почему необходимо помогать друг другу?
- Вспомните сказки, в которых герои оказывали друг другу помощь. («Репка», «Кот, петух и лиса», «заячья избушка», «Волшебник изумрудного города» и т д.)
Физкультминутка.
«Уборка квартиры».
Каждый ребёнок берёт на себя определённую функцию и, не называет её, показывает, как он, например, моет окно, подметает и т. д. Воспитатель отгадывает, кто из детей, чем занимается.
- Вот в квартире порядок, можно начинать готовить угощение.
Детей просят разбиться на несколько групп по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать меню праздничного ужина. Заранее можно обговорить список продуктов, из которых дети будут готовить угощение.
-Какое сейчас время года? Чем радует нас осень? (плодами с садов и огородов.)
-Овощи и фрукты вкусны и полезны, давайте приготовим из них еду.
Выслушав предложение каждой группы, составляется общее меню. Например, салат или винегрет, картошка с мясом, печёные яблоки. К чаю - варенье и пироги.
- Пора накрывать на стол. (Это можно сделать на кукольном столе, используя кукольную посуду)
-На сколько человек надо накрыть стол? (На пять. За столом Доктор Айболит, Маша, Саша и их родители.)
- Сколько поставим тарелок? С какой стороны положим вилки, а с какой нож? Вилку - слева, нож – справа.)
-Что обязательно должно быть на стол (Хлеб, соль, перец.) Обязательно должны быть салфетки. В салатнице должна быть ложка, её накладывают салат в свою тарелку.)
-А как поступить, если например, хлеб находится на столе далеко от вас? (вежливо попросить передать его. С тарелки надо брать тот кусок хлеб, колбасы или сыра, который смотрит на вас, то есть лежит ближе. И, конечно не забывать благодарить.)
-как вы думаете, сколько еды надо класть на тарелку? (Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что съешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажи об этом хозяйке, ей будет приятно)
- Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?
-Мы привыкли к определённым продуктам питания. А что люди ели в прошлом?
-Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.
В. «Милости просим гости дорогие»
- Теперь вы красны девицы и добры молодцы.
Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаками.
-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.
Какая обстановка здесь?
Используются иллюстрации.
- Вот печь. Как говорили о ней в старину? «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница.»
-Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?
-Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие? (На них сидят во время обеда, а ночью на них спят.)
-Вот сундук. Что в нём хранят? (одежду).
-В каждой избе есть красный угол. Что обозначало в старину слово красный? Красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.
Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здрава буде». Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
-Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник «Милости просим гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка.
-Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Как мыли руки в старину? (Из рукомоя)
-Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называлось? (Рушник - для рук)
-Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Всё, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место, а хлеба ни куска, так и стол – доска»,- так говорили в старину.
Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу, Нежеланному гостью соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение? (Лиса и Журавль».)
-Что оно обозначает?
-В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «хлеб-соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.
Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя.
На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что, если будешь болтать за столом, голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете? (Чтобы жидкая пища с ложки не капала на стол.)
-Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол? «Каша-мать наша», - говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля? (Кашей). А он ее, чем потчевал? (окрошкой.) Кто знает, что это такое?
-На первое варили щи. Что для этого надо?
-Варили уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка. («По щучьему веленью»)
-В старину ели много мяса : свинину, телятину, баранину.
-Ни один пир не обходился без пирогов
-Пили берёзовые и кленовые соки.
-Ели много овощей.
Все дни в году делили на постные и мясные. «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока, яиц, масла не полагалось. Что же можно было есть? Давайте придумаем меню на постный день.
В наши дни люди соблюдают пост. В определённые дни придерживаются строгой,
постной диеты.
На столе лежат иллюстрации к различным сказкам :
«Маша и медведь» (Маша печёт пироги)
«Гуси лебеди» (дети у молочной реки)
«Колобок» (бабка сажает его в печь)
«Печка»
«Царевна-лягушка» (пир)
«Лиса и Журавль»
«Снегурочка» (девочки в лесу собирают грибы и ягоды)
«Курочка ряба».
Есть также иллюстрации к сказкам, не имеющим отношения к еде. Например «Теремок», «Заячья избушка».
-Найдите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину. Как они называются?
Перескажите отрывок, который изображён на выбранной вам картинке.
В. Заключительный этап. Подведение итогов.