Анна Турыгина
Урок русского языка в 1 классе «Заглавная буква в словах» (класс коррекции)
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный предмет: русский язык
Класс : 1
УМК: «Школа России» КРО
Тема урока : Заглавная буква в словах
Тип урока : введение нового знания
Задачи урока :
1. Развитие познавательных УУД (действий анализа, сравнения, обобщения) через задания, требующих активизации мыслительных операций при написании имен собственных.
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Заглавная буква в словах“ (класс коррекции)» размещена в разделах
2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с образцом, формирование прогностической самооценки.
3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах (при составлении предложений).
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Предметные:
1) Усвоение понятия «имя собственное»;
2) Закрепление умения писать имена собственные с заглавной буквы;
3) Закрепление умения составлять предложения;
4) Развитие наблюдательности при работе с многозначными словами;
Метапредметные:
• Познавательные
1) Развитие логических УУД: сравнение, анализ, обобщение.
• Коммуникативные
1) Развитие умения вежливо высказывать свою точку зрения и отстаивать свою точку зрения.
2) Развитие умения слушать и слышать мнения одноклассников.
• Регулятивные
1) Развитие умения принимать учебную задачу.
2) Развитие умения планировать свою деятельность.
• Личностные
Формирование положительного отношения к обучению.
Оборудование: учебник, карточки с опорными схемами для учащихся, компьютерная презентация.
Содержание урока
Психологический настрой (красный круг + спокойная музыка)
СЛАЙД 2
1. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня я нашла на окне тетрадь. Даже не знаю, кому ее отдать. Как вы думаете, что мог сделать хозяин этой вещи, чтобы мы могли быстро его разыскать?
Дети : - Написать номер телефона.
- Подписать свое имя.
- А вы умеете грамотно писать свои имя и фамилию? Имена папы, мамы? Для чего нужно это уметь?
Дети :
-Подписывать свои вещи.
-Подписать поздравление…
-Записать в телефоне
2. Актуализаця знаний.
На доске письменные буквы :
А О Ю Н И С П Л
-Чем отличаются буквы?
- Гласные и согласные.
-Что общего у всех этих букв?
- Они письменные. - Они все заглавные.
На чистописании сегодня мы запишем гласные и согласные заглавные буквы.
- Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе?
-Будем писать аккуратно.
–Надо писать красиво.
- Соблюдать наклон. Между буквами одинаковое расстояние.
СЛАЙД 3
На экране- предложения:
Саша Кошкин приехал ко мне в гости.
Мы читали сказку про кошкин дом.
- Прочитайте предложения. Давайте понаблюдаем, какое слово встречается и в 1-м и во 2-м предложениях?
- Это слово «кошкин».
-Чем отличается его написание?
В 1 случае оно написано с большой буквы, а во 2-м – с маленькой.
-С чем это связано?
- С заглавной буквы пишем имена, фамилии.
-Как определить, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда – со строчной?
Кошкин – это фамилия Саши, поэтому написана с большой буквы.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Формулирование темы урока
- Итак, помогите мне обозначить тему нашего урока.
- Слова, которые можно писать с большой буквы, а можно – с маленькой.
СЛАЙД 3.
- Хорошо, мы понаблюдаем за такими словами. И сегодня поговорим о таких словах, которые всегда пишем с заглавной буквы.
– Кто вспомнит, как называются одним словом имена, фамилии, клички, города, страны?
- Это имена собственные.
2. Постановка учебной задачи
-Чему сегодня мы будем учиться?
- Будем учиться правильно писать имена собственные, будем упражняться в правописании имен собственных – так мы называем слова, обозначающие клички, имена, фамилии, названия городов…
- Хорошо, ребята поставили задачу – будем упражняться в правописании имен собственных – так мы называем слова, обозначающие клички, имена, фамилии, названия городов…
4. Реализация построенного проекта СЛАЙД 3
- Вернемся к нашим предложениям.
Выделение новой орфограммы
- Как вы будете определять, когда слово «кошкин» следует писать с большой буквы?
- С большой буквы пишем только, когда это фамилия.
- Т. е. мы должны определить, прежде всего, значение слова. Какие слова пишем с заглавной буквы, попробуйте сформулировать правило.
- Имена, фамилии, клички, города всегда надо писать с заглавной буквы.
- Работаем в группах.
- Какие правила работы в группе мы знаем?
СЛАЙД 4.
Составьте 2 предложения со словом : роза – у доски
Только в одном предложении это слово должно быть именем собственным, а в другом – нарицательным.
- Картинки на слайде подсказывают нам, в каких случаях мы напишем заглавную букву.
- Деформированное предложение (2 конверта)
В саду росла роза. У меня есть подруга Роза.
Вставить пропущенные слова (из предложенных) в предложение.
В саду росла. У меня есть подруга.
Слова : Роза, роза.
- В твоем предложении слова «РОЗА» следует писать с какой буквы?
-Почему?
- Получилось ли составить предложения с разным значением слов?
Удалось ли в группе договориться?
- Подумайте, а в каком случае слова «роза» надо писать с заглавной буквы, хотя они не обозначают имен и кличек?
-Когда они стоят в начале предложения.
ФИЗМИНУТКА
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
СЛАЙД 5.
-Посмотрите на доску. –Давайте придумаем задание с этими словами.
-Соединить слова из 1-го столбика и из 2-го.
- Выбрать правильную букву в начале слов.
кот (П,п)ушок
поэт (С,с)ергей (М,м)ихалков
доктор (А,а)йболит
ученик (К,к)арпов (А,а)нтон
- Давайте соединим.
- Что получится?
- А теперь раскроем скобки и запишем эти словосочетания в тетрадь через запятую.
У доски ученик объясняет, как будет писать слова с новой орфограммой.
Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. (один ученик – одно сочетание)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Вспомните еще раз правило, которое мы узнали сегодня.
- Имена, фамилии, клички пишем с заглавной буквы.
-Подойдет ли это правило для правописания имен героев мультфильмов?
- Да, подойдет.
СЛАЙД 6.
- Прочитайте
предложения, заменяя картинки словами.
Крокодил Гена играет на гармошке.
У пруда играют Лунтик и Кузя.
Медведь варит кашу для Маши. (подчеркнутые слова вставляются вместо картинок)
- Запишите одно предложение, которое вам понравилось больше остальных. Подчеркните орфограммы в словах, которыми заменили картинки.
После завершения работы учащиеся проверяют свою работу (образец на доске).
- Проверьте свою работу.
СЛАЙД 7.
-Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто немного ошибся?
- Кому требуется еще тренироваться в правописании имен собственных?
Дети поднимают руки.
ФИЗМИНУТКА (с фонариком)
7. Включение в систему знаний и повторение
Дифференцированная работа (трудность, творчество)
-Вы можете выбрать задание, которое вам понравится.
Задание 1
Выпиши в строчку через запятую только неполные (сокращенные) имена. Н-р, Дима, Оля. «Дмитрий», «Ольга» записывать не надо.
Ольга, Оля, Дмитрий, Дима, Миша, Михаил, Василий, Вася, Николай, Коля.
Задание 2
Исправить ошибки, допущенные Незнайкой.
оля, дима, миша, Вася, коля.
Задание 2
Списать слова, подчеркнуть заглавную букву.
Оля, Дима, Миша, Вася, Коля.
Задание для всех- Подчеркните орфограмму.
8. Рефлексия учебной деятельности
СЛАЙД 8. (правило)
-Давайте вспомним, какую мы ставили себе задачу на этот урок.
Научиться правильно записывать имя и фамилию.
- Научиться писать без ошибок имена собственные.
- Решили мы ее?
- Что для вас было сложным?
-Предлагаю выбрать себе на память флажок. (флажки с именами детей класса, с заглавной и со строчной буквы).
- Какой флажок вы выбрали? Почему?
-Где в жизни нам пригодятся сегодняшние знания?
-Подписывать тетради.
-Открытки.
- Документы…