Крутовская Наталья
Урок русского языка в 1 классе «О нашей речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 1 классе УМК «Гармония».
Учитель: Крутовская Наталья Александровна
Класс 1
Название УМК: «Гармония»
Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок на этапе изучения «О нашей речи»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „О нашей речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока: развитие устной и письменной речи через привлечение внимания обучающихся к специфике используемых языковых средств и через работу над основными правилами письменного оформления речи.
Дидактические задачи:
Образовательная: обобщить знания об устной и письменной речи, совершенствовать умения в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте.
Развивающая: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать сравнивать и делать выводы на основании рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности, учить работать в группе (паре, уважать мнение одноклассников.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
-Ориентироваться на странице учебника, понимать его условные обозначения; списывать, выполняя определённую последовательность действий.
- Строить предложения по данной схеме, правильно интонировать их в устной речи и оформлять в письменной;
- Определять количество слов в предложении, узнавать слова-помощники, писать предложения под диктовку по введённой технологии, списывать предложение, выполняя определённую последовательность действий, применять изученные орфографические правила.
УУД:
Личностные: познавательный интерес к предмету; осознание себя носителем языка; желание умело пользоваться устной и письменной формами речи.
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые действия для её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные: понимать информацию, представленную в различной форме; осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их; анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные: рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, учебник «Русский язык» автор М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, памятка списывания, таблицы с видами речи и орфограммами.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивирование деятельности.
- Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас!
Поприветствуйте друг друга улыбкой. Друг другу улыбнитесь и глазками пожелайте удачи. Давайте вспомним наше приветствие:
- Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Дети все хором говорят приветствие.
Зарядка (проводит ребенок)
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри- это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
У: Какое время года сейчас в природе? (весна)
-Назовите главный признак весны (яркое солнце)
- Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно будет нашим помощником. (Учитель прикрепляет на доску).
Актуализация знаний.
У: Дети давайте вспомним стихотворение, которое мы выучили
Все дети хором рассказывают стихотворение.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Обсуждение стихотворения, ответы детей на вопросы: О чем это стихотворение? Хорошая речь- это какая?
У: Для того чтобы мы говорили четко, внятно, что мы с вами учили? (чистоговорки). Какое было у нас домашнее задание? Давайте приготовимся. Приготовили моторчики.
Проверка домашнего задания. Дети рассказывают чистоговорки и вращают пальчиками.
Дети рассказывают чистоговорки все вместе хором, потом по желанию с места, потом своему соседу по парте.
Работа над новым материалом
У: Покажите, что вы готовы к новым знаниям, поднимите вверх руки, соединенные воротцами. Возьмите учебник, откройте его на стр 8. Как называется наш учебник? Ответы детей с места.
Вспомните, какие виды речи мы знаем (ответы детей с места с опорой на таблицу с условными обозначениями на доске).
У: Откройте учебник на стр. 8, рассмотрите иллюстрации. Дети рассматривают и обсуждают иллюстрации на стр. 8. Мальчики на первом рисунке по-деловому общаются или словами рисуют? Как вы поняли? Выйдите к доске три человека, попробуйте поговорить между собой. Дети инсценируют встречу и разговор, потом обсуждают услышанное, и увиденное. Делают выводы, где деловая речь, где нет.
Составление предложения и списывание. У: Прочитайте первое предложение. Что можно сделать с этим предложением? Дети обсуждают и высказывают свое мнение.
Для того, что бы хорошо написать, разбудим свои пальчики:
Пальчиковая гимнастика; самомассаж ладоней и пальцев.
Подготовка к списыванию.
У: Вспомним наше стихотворение:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою – ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишите число, вид работы. Открываем запись на доске – неверную. Дети оценивают запись, замечают ошибку, исправляют.
У: Аккуратно пишем на доске и в тетрадке. Красиво: одинаковая высота и есть наклон.
Вспомните, как правильно списывать. Дети достают и выкладывают перед собой памятку, как списывать?
У: Откроем словарь, находим нужные слова, вспоминаем правило списывания слов (хором):
1. читаю как написано
2. повторяю как написано
3. запоминаю
4. диктую и пишу 5 проверяю и отмечаю опасности.
У: Записываем предложения, помня об опасностях письма. Дети записывают предложение.
Самопроверка.
У: Найдите в своих тетрадях не очень красиво написанную букву, обведите ее в кружок, пропишите ее целую строчку. Дети сами проверяют и оценивают свои записи, прописывают буквы.
Физкультминутка по желанию детей, с использованием интеракивной доски.
Работа над новым материалом
У: Дети, хотели бы вы побыть переводчиками? Кто такой переводчик? Есть ли у собаки речь? Почему вы так считаете? Дети высказывают свое мнение.
Активизация детей. Поднимите руку, кто согласен с мнением, что у собаки есть речь?
Обсуждение иллюстрации стр. 9. Скажи на языке людей, что как бы говорит собака.
Дети придумывают предложения и вместе выбирают, какое из этих предложений запишут.
У: Давайте вспомним наши правила письма.
- Какие опасности при записи предложения знаем? (начало предложения, конец предложения)
- Проверьте свою посадку, положение тетради. Начертите схему предложения и укажите опасности письма. - Какие слова требуют особой внимательности, что надо помнить о них? (словарные слова) Дети с помощью таблицы вспоминают орфограммы. Один ребенок у доски, остальные в тетрадях записывают с использованием слов с «окошками». Ребенок у доски проговаривает все опасные места.
Чтение текста «Речь» по цепочке со стр 10. Дети читают по одному предложению, остальные слушают
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
У: Наш урок завершается. Вспомните, что мы наблюдали, замечали, о чём размышляли, какие сделали выводы.
- Слайд на доске
Закончите предложения: Сегодня на уроке:
Я узнал (а….
Я научился (лась….
Я вспомнил (а….
Я удивился (лась…
Я расскажу родителям…
- На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая.
- Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили много задач, сделали выводы, и солнышко засияло. Дети оценивают свое отношение. Вспомните, кто сегодня на уроке хорошо, активно работал, обоснуйте. Возьмите смайлики и наклейте в свой альбом успехов те, кто активно работал сегодня. Спасибо всем за работу.