Григорович Татьяна Николаевна
Урок русского языка «Три типа склонения» в 5 классе для учащихся с умственной отсталостью
Урок русского языка в 5 классе для умственно отсталых обучающихся (и/н)
Составила: учитель русского языка Григорович Т. Н.
Тема урока «Три типа имен существительных»
Цели:
образовательные:
• обобщить знания учащихся по определению склонений имен
существительных;
коррекционные:
Публикация «Урок русского языка „Три типа склонения“ в 5 классе для учащихся с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
• коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе слухового,
зрительного восприятия;
• развитие физических качеств учащихся (быстроту реакции,
координацию движений и т. д.);
• профилактика нарушений зрения, слуха, осанки;
• профилактика утомления;
воспитательные:
• воспитывать у детей потребность в ведении здорового образа жизни;
• воспитывать мотивацию к учебе.
Оборудование:
Индивидуальные карточки для словарной работы; карточки-«шифр»; карточки обратной связи; карточки-«пирамиды»; «солнечные лучики»; мультимедийный проектор; программное обеспечение – презентация урока.
Критерии оценки деятельности учащихся – «солнечные лучики»
Этапы
урока Деятельность
учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.
2. Девиз урока.
3. Введение в урок. Целеполагание.
4. Определение темы и цели урока. Расшифровка.
Коррекционное упражнение на основе зрительного анализатора.
5. Пальчиковая гимнастика.
«Дерево», «Солнце».
6. Словарная работа. (использование карточки-шифра «алфавит»)
Работа в парах.
Коррекционное упражнение с опорой на три анализатора: зрительный, слуховой, двигательный.
7. Составление схем склонений имен существительных. Работа в группах. Коррекция аналитико-синтетической деятельности с опорой на зрительный анализатор.
8. Пассивная гимнастика.
Коррекционные упражнения на снятие статического напряжения.
9. Работа с карточками обратной связи.
Коррекционное упражнение на внимание с опорой на два анализатора: зрительный, двигательный
10. Коррекционное
упражнение «Путаница»
на развитие аналитико-синтетической деятельности с опорой на зрительный анализатор.
11. Физминутка. Коррекция внимания.
12. Игра «Четвертый лишний».
Коррекция аналитико- синтетической деятельности на основе слухового анализатора.
13. Работа в парах. Коррекционное упражнение с опорой на два анализатора: слуховой и двигательный.
14. Опережающее домашнее задание.
15. Дыхательная гимнастика.
Коррекционное упражнение на оздоровление органов дыхания.
15. Коррекционное упражнение «Пирамида». Работа в группах.
на развитие аналитико-синтетической деятельности с опорой на зрительный, двигательный анализаторы.
16. Физминутка. Коррекционное упражнение на развитие сложных координационных движений глаз.
17. Самостоятельная работа по образцу (работа по карточкам). Коррекционное упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности с основой на зрительное восприятие.
18. Итог урока.
19. Рефлексивная минутка. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
20. Сюрпризный момент.
Чтение стихотворения.
Чтоб здоровье сохранить,
И в хорошей форме быть-
Нужно спортом заниматься:
Бегать, прыгать, закаляться.
Встаньте ровно, детвора!
Начинать урок пора.
Руки вверх, все потянулись
И мне мило улыбнулись.
Здоровья всем я вам желаю
И урок наш начинаю.
Улыбка – залог здоровья и успеха. Я желаю вам успеха на уроке.
Зрение – это самый лучший друг, который поможет познать чудесный мир вокруг. Я желаю, чтобы у вас было много верных друзей.
На доске слова: здоровье, спорт, движение. Ответьте, что их объединяет?
«Здоровье, спорт, движение – всех целей достижение!»
Эти слова будут девизом нашего урока. Я думаю, что они помогут нам справиться с заданиями любой сложности.
За верные ответы вы будете оценивать себя «солнечными лучиками».
Была на Земле чудесная страна. Жители этой страны никогда не знали, что значит «болезнь», «лекарство», «слезы». Круглый год светило ласковое, доброе солнышко. Цвели ароматные розы, яркие тюльпаны, пушистые хризантемы. В садах на ветках удивительных деревьев висели сладкие
яблоки, сочные персики и ароматные абрикосы. Свисали спелые гроздья винограда. День и ночь в садах щебетали скворцы, заливались соловьи. Но однажды утром жители этого райского уголка проснулись в кромешной тьме, они не увидели Солнца, его похитили Злые Силы. Птицы перестали петь, травы и цветы завяли, а у людей стало портиться настроение и они начали болеть. Ребята, мне жаль жителей этой страны, а вам? А давайте поможем им вернуть Солнце! А как мы сможем это сделать?
Спасибо за искренние ответы. Перед вами стоит трудная, но вполне выполнимая задача.
Заработаем как можно больше «солнечных лучиков» и вернем жителям Солнце. Но справиться со Злыми Силами смогут только крепкие и выносливые. А, чтобы такими стать, мы научимся беречь и укреплять свое здоровье. Нам предстоит выполнить различные упражнения, которые способствуют улучшению зрения, слуха и осанки. Задания будут сложные, но вы постарайтесь выполнить их правильно. Чередование режима труда и отдыха поможет избежать утомления.
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Три склонения имен существительных», а также укрепим свое здоровье.
«Дерево» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
«Солнце» (ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны).
Цифрами зашифрованы слова:
работа (18,1,2,16,20,1);
забота (9,1,2,16,20,1);
гимнастика (4,10,14,15,1,19,20,
10,12,1);
физкультура (22,10,9,12,21,13,
30,20,21,18,1);
спортсмен (19,17,16,18,20,19,
14,6,15);
режим (18,6,8,10,14).
Взяли в руки ручки,
аккуратно работаем в тетрадях.
Составить схемы склонений имен существительных:
1 группа составляет схему 1 склонения;
2 группа составляет схему 2 склонения;
3 группа составляет схему 3 склонения.
Даны карточки (лишнее исключить) :
ж. р. ср. р. м. р.
- а - я - о, - е
ж. р. ср. р. м. р.
- а - ь - о, - е
ж. р. ср. р. м. р.
- - а, - я - ь
Учитель показывает последовательность и правильность выполнения гимнастики.
Красный – 1 скл.
Зеленый – 2 скл.
Коричневый – 3 скл.
Тренировка, дистанция, осанка, спортсменка, победа.
Чемпион, здоровье, спорт, тренер, лыжник.
Медаль, радость
Учитель называет существительные 1, 2, 3 склонений.
Учитель предлагает исправить ошибки: в первый столбик поместить сущ. 1 скл., а во второй – 2 скл.
1скл. 2скл.
грамота вратарь
боксер лыжня
победа витамин
сердце герой
Если учитель называет сущ. 1скл. –приседают девочки,
сущ. 2 скл. – приседают мальчики,
сущ. 3 скл. – приседают и девочки, и мальчики.
Ваша задача – сосчитать количество существительных 1скл.
Закройте глаза. На слух определите, какое сущ. лишнее? (тренер, мяч, кубок, тень).
Нужно записать в тетрадь сущ. 2скл., а исключить сущ. 3 скл.
Отвечает тот, кого я коснулась рукой.
Откройте глаза, встаньте и понаблюдайте, движение «тени» по заданной траектории (по офтальмотренажеру Базарного).
Из фрагментов сложить пословицу. Здо-ровье в поряд-ке- спа-сибо за-рядке.
Определить склонение у существительных здоровье, в порядке.
Придумать ситуацию на тему: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»
Спорт и здоровье,
Ловкость и сила
«Нет» – сигарете,
Как это мило!
Я предлагаю вам игру-разрядку «Воздушный шар». Это упражнение способствует оздоровлению органов дыхания.
Нужно сложить пирамиду. Помощник учителя раздает каждому ученику полоски зеленого и желтого цветов, на которых написаны сущ. 1скл. и 2скл.
Выполняется стоя. Руки подняты на уровне глаз и на ширине плеч. Посмотреть на правый верхний угол комнаты, перевести взор на конец пальца левой руки, посмотреть на левый верхний угол комнаты, перевести взор на конец пальца правой руки.
Сущ. мн. ч. заменить сущ. ед. ч.
атлеты – … (атлет);
боксеры – … (боксер);
медали – … (медаль)
Ребята, посчитайте количество лучиков. Посмотрите и порадуйтесь, мы помогли жителям чудесной страны вернуть Солнце.
Ребята, с помощью мимики (улыбнитесь, нахмурьтесь) покажите, понравился ли вам урок.
– Что понравилось?
– Что удивило?
– Что запомнилось?
– Что мы повторили?
– Что развивали?
– Что укрепляли?
– Почему это полезно?
– Что такое здоровье?
– Как вы себя чувствуете?
– Нужно ли беречь здоровье?
– Почему его нужно беречь?
«Делу– время, а потехе час» – говорится в народе.
Ребята, мы с вами сделали доброе дело –вернули людям радость и здоровье. А жители в благодарность вам прислали сундучок с гостинцами. Я приглашаю всех на фиточаепитие.
Спасибо за урок. Будьте все здоровы! Дети встают и выполняют действия под руководством учителя.
Все эти слова – существительные, объединены общей темой «здоровье, спорт»
Дети хором повторяют девиз вместе с учителем
Примерные ответы детей:
– я постараюсь аккуратно и без ошибок писать в тетради;
– я постараюсь все задания выполнять правильно;
– добро всегда побеждает, значит, я буду совершать только добрые поступки;
– главное – это сила, я буду крепким, сильным;
– а я буду беречь и укреплять свое здоровье, чтобы побороть Злые силы;
– а я постараюсь как можно больше заработать «солнечных лучиков» и вернуть Солнце жителям страны.
Дети расшифровывают тему урока с помощью заданного шифра.
Шифр: 5,4,6,3,7,2,8,1,9.
Ответ: склонение.
Самооценивание ответов лучиками
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Один ученик расшифровывает и диктует,2 ученик пишет.
Под диктовку учащихся все записывают словарные слова в тетрадях.
Самооценивание ответов лучиками.
Дети составляют схемы, сравнивают их с образцами, а затем записывают правильные схемы в тетради.
Самооценивание ответов лучиками.
Дети за партами выполняют движения:
• растирание
ладоней – 15с. ;
• растирание
ушей – 15с. ;
• растирание
головы – 15 с.
Дети показывают карточку соответствующего цвета. Самооценивание лучиками
Дети исправляют ошибки, правильный вариант записывают в тетради.
1скл. 2скл.
грамота боксер
победа сердце
лыжня вратарь
витамин
герой
Самооценивание лучиками
Дети встают. Выполняют упражнения.
Считают, сколько сущ. 1скл. было названо.
Самооценивание лучиками
Дети записывают в тетради сущ. 2скл. Лишнее сущ. – «тень».
Дети выполняют микропаузу для глаз.
Дети складывают пословицу из фрагментов.
Определяют склонение имен сущ. «здоровье», «в порядке»
Самооценивание лучиками
Выполнение задания на самоподготовке
Дети надувают шарики
1 группа – строит пирамиду из сущ. 1скл. (зеленая пирамида)
2 группа – из сущ. 2скл. (желтая пирамида)
Самооценивание лучиками
Дети выполняют физминутку.
Дети работают самостоятельно в тетрадях.
Самооценивание лучиками
Дети считают лучики.
Дети дают эмоциональную оценку своего участия в уроке
Ответы детей.
Дети пьют фиточай.
Литература:
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004.
2. Воронкова В. В. Учебник русского языка для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2006.
3. Заикина Е. Быть здоровым не просто. Формирование культуры здоровья у учащихся. «Чистые пруды».
4. Ирхин В., Ирхина И. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. «Чистые пруды».
5. Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в ОУ. Методическое пособие. «Чистые пруды».
6. Капалыгина И. И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни школьников. Теория и практика.
7. Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни, 2007/ Журнал «Здоровье школьника.
8. Чеботарев А. Диагностика физического здоровья. Методическое пособие «Чистые пруды».